Лебединое озеро: борьба добра со злом рождает любовь

Жизнь имеет только тогда прелесть,
когда состоит из чередования радостей и горя
из борьбы добра со злом, из света и тени,
словом – из разнообразия в единстве.

Петр Ильич Чайковский / декабрь 1877

Эпиграф точен как в описании сюжетной линии произведения, так и применительно к афише XXII Летних Балетных Сезонов. В июле и августе на сцене РАМТа балетом «Лебединое озеро» можно было насладиться в исполнении четырех коллективов, одним из которых была труппа Московского государственного академического театра имени Наталии Сац – поистине, разнообразие в единстве (пространства одной сцены).

Особо трепетно посетить постановку в здании на Театральной площади. Ведь всего в паре сотен метров, на сцене Большого театра, полтора века назад состоялась премьера «Лебединого озера». За это время балет успел пережить падение и мировую славу, его редактировали, экранизировали, создав не только фильмы, но и мультфильм «Принцесса Лебедь». Наверное, не найдется уголка Земли, где бы ни была безошибочно угадана мелодия «Танца маленьких лебедей».

При несомненной известности постановки далеко не каждый вспомнит подробности одной из красивейших историй любви – принца Зигфрида и принцессы-лебедя. В этом зрителю берутся помочь артисты балета.

Действие спектакля – смена картин, череда волшебных грез и реалий королевского замка. Вот молодой принц-именинник (Иван Титов) беззаботно встречает гостей. Вот срывающее овации па-де-труа, в исполнении Анастасии Лодде, Полины Химич и Артура Баранова. Желая проверить в действии один из подарков, охотничий лук, Зигфрид устремляется в лес, как вдруг…

…перед ним возникает озеро и, словно наваждение, среди тумана в плавном танце – девушки-лебеди. Меж них одна с короной на голове – Одетта! Принц пленен ею и, узнав о заклятии, полон решимости разбить злые чары истиной верностью. Именно в этой картине балета исполняется знаменитый па-де-катр «Танец маленьких лебедей», поражающий следованием музыке (а балетам на сцене РАМТа неизменно аккомпанирует живой оркестр) и синхронностью ритмичных движений балерин (Феличия Русу, Алевтина Касаткина, Анастасия Лодде, Полина Химич).

Однако любовная история только тогда сильна, когда возлюбленные пройдут огонь, воду и медные трубы. Триедин в своем коварстве злой колдун Ротбарт (Дмитрий Круглов). Злонамеренность артист демонстрирует не только гримом и костюмом черного бархата, напоминающим оперение хищной птицы, но мечущим молнии взглядом и скрюченными пальцами-когтями. Он торопится во дворец со своей дочерью – Одиллией.

В замке вновь праздник – королева-мать намерена женить сына, принца Зигфрида. Свое мастерство и очарование потенциальные невесты демонстрируют в танцах – неаполитанском, испанском, мазурке. Как вдруг… взору принца предстает она – девушка-лебедь. Принцу все в ней кажется знакомым, не насторожил ни черный наряд возлюбленной, ни компания Ротбарта, и он, пусть и невольно, нарушает данный обет верности…

Как правило, Одетту и Одиллию в спектакле исполняет одна балерина. Данная постановка не является исключением – в роли белого и черного лебедя Варвара Серова. Не заглядывая в программку, поверить в это непросто. Прекрасная и печальная в образе Одетты ко второму акту Варвара разительно преображается – яркая помада, черные, с алыми стразами корона и пачка, но не это главное – меняются взгляд и повадки девушки-птицы (хищные, страстные)!

Финал балета чаще трагичен – погибает Одетта, принц или даже оба героя. В нашей стране же неизменно предпочитают счастливую развязку. Такую, где Зигфрид, вовремя разгадав замысел Ротбарта, вступает с ним в стремительную схватку, выходя победителем.

Лучше понимать балет и погружаться в действие помогает знание пантомимы и жестов. Так принц, наступая на злодея, демонстрирует поднятые вверх два пальца – символ, означающий, клятву. Обет, данный Одетте, придал сил и стойкости юноше, позволив сразить опытного противника в поединке.

Злые чары рассеиваются, и, в нашем случае, Одетта примеряет новый нежно-розовый наряд, цвет которого символизирует безусловную любовь.

P.S. Смолкли аплодисменты, закрылся занавес и, в проеме двери, ведущей из зала в фойе, показался шутовской колпак. Несколько зрителей, переборов робость, обступили Валерия Кравцова, исполнившего роль королевского шута, благодаря за подаренные эмоции и желая ему новых достижений.

Искусство делает нас смелее и добрее! Оно, как зеркало, безошибочно отражает внутренний мир.

Как говорил Оскар Уайльд, «на самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя». И ведь именно за этим мы, в конечном итоге, и приходим в театр.

Анастасия Фолманис специально для MuseCube

Фотографии автора можно увидеть здесь

А фотографии Ольги Кузякиной — здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.