Libertin. От морали до эротики

«Распутника», написанного Эриком-Эмманюэлем Шмиттом нельзя назвать новинкой в театральном мире, пьесе уже больше десяти лет. И создана она была еще тогда, когда ее автор не был настолько востребованным драматургом, каким он является в настоящее время. На сегодняшний момент «Распутник» живет не только в театральном пространстве, но еще и в кино-версии, и, конечно же, книжном варианте.

К творчеству Эрика-Эмманюэля Шмитта обращался уже и Театр сатиры, поставивший свою версию того же «Распутника», и Роман Виктюк, создавший спектакль «Последняя любовь Дон Жуана» по одной из самых ранних пьес Шмитта «Ночь в Валони», написанной в 1988 году. На волне всевозрастающей популярности этого репертуарного драматурга, совершенно неудивительно то, что в культурной столице в настоящее время проходит Фестиваль Молодежного театра на Фонтанке под названием «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге». Программа фестиваля составлена таким образом, чтобы охватить творчество писателя в различных ипостасях, будь то театр, музыка, литература или кинематограф. Приятным сюрпризом для почитателей таланта Шмитта стало его личное участие в каждом без исключения фестивальном мероприятии.

Вечер понедельника, пришедшийся на 10 ноября 2014 года подарил зрителям и автору возможность познакомиться с еще одним «Распутником», на этот раз свою версию популярного произведения представил московский Театр на Малой Бронной.

Режиссером постановки является заслуженный деятель искусств России Владимир Петров. Спектакль значится в афишах как Libertin, что в переводе с французского языка как раз и значит «Распутник».

Главный герой произведения — великий философ Дени Дидро (з.а. России Иван Шабалтас) должен написать статью для своей «Энциклопедии», и ни о чем-нибудь, а о морали, да еще и в кратчайшие сроки. Сразу хочется сказать, что статья эта так и останется лежать на столе неоконченной, ведь для ее автора существуют более важные приоритеты, чем думы о высоком. Вокруг него ведь столько женщин! И практически с каждой у Дидро отношения, в которых он экстренно пытается разобраться, приведя их к желанному для ловеласа результату.

slideНа протяжении всего спектакля Дени Дидро не перестает «философствовать». В беседах со своими дамами он с невероятной легкостью манипулирует словами, тем самым заворачивая эротический подтекст каждой своей мысли в интеллектуальную упаковку. На сцене женщины постоянно сменяют друг друга, Дидро же неизменно присутствует в действии. В этом хаотичном женском перемещении и постоянно возникающих курьезных моментах как раз и состоялась комедийность пьесы. Вот только что мы видели портретистку Анну Тербуш (Лариса Богословская), но настойчиво стучащая в двери Антуанетта (Лариса Парамонова), супруга главного героя, заставила ее стремительно скрыться. А в какой-то момент, благодаря очередному напоминанию секретаря Баронэ (Илья Жданников), Дидро все-таки остается один на один с «Моралью», которую срочно необходимо дописать, но… В действие врывается сначала юная и прекрасная Мадмуазель Гольбах (Марина Орёл), а затем и дочь философа Анжелика (Дарья Лузина), заявляющая о своем намерении зачать ребенка от друга и ровесника ее отца.

Практически все разговоры перенасыщены сальными шуточками и недвусмысленными намеками, но до чего-то большего, ко всеобщему облегчению, персонажи так и не доходят. Единственный шальной момент случается практически в самом начале спектакля, когда неугомонный персонаж Ивана Шабалтаса, после недолгих уговоров художницы, соглашается на позирование и предстает перед зрителями в своем «естественном виде».

Так или иначе, нельзя сказать, что Libertin адресован поклонникам эротического жанра. Ведь то, что мы видим на сцене, может открыть глаза на то, как убого и непривлекательно могут выглядеть люди, когда ими руководят их первичные инстинкты. Хотя спектакль должен периодически вызывать улыбку у зрителя, порой кажется, что ничего веселого в нем и нет. Герои пьесы представляются личностями, погрязшими в удовлетворении своих желаний. У каждого разные цели и намерения, соответственно и своя мораль, заточенная под личную нужду и оправдывающая любые мысли и поступки. Причем эта мораль с легкостью может меняться, когда становится не подходящей к внезапно возникшей ситуации. Так, Дени Дидро, внезапно начинает проповедовать своей дочери постулаты о нерушимости, ценности и святости семьи и брака, напоминая при этом человека, рассуждающего о том, чего он никогда в жизни не видел.

Подводя итог, можно сказать, что всем поклонникам творчества Эрика-Эмманюэля Шмитта спектакль, скорее всего, придется по душе. Любовь к самому произведению, несомненно, перевесит и заставит закрыть глаза на некоторые минусы и недочеты самой постановки. Декорации и костюмы, равно как жесты и интонации совершенно ничем не смогут впечатлить зрителя, все выполнено согласно «закону жанра» и использовано уже сотни раз. Никаких оригинальных решений и новшеств в трактовку сюжета режиссер Владимир Петров тоже решил не вносить. Наверное, именно по этой причине представленная вариация «Распутника» практически «не цепляет», кажется, будто постановке, помимо отличной игры актеров и многогранного сюжета, не хватает главного: мощности, искрометности и способности безраздельно завладеть вниманием зала.

Екатерина Горчакова, специально для musecube
В репортаже использованы фотографии Театра на Малой Бронной


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.