Вот и отгремел второй по счёту БТК-фест, который вновь был организован Большим театром кукол. В программе было множество интересных спектаклей на любой вкус, и можно даже составить их хит-парад и раздать всем постановкам премии. Например, самый эксцентричный спектакль – «Ричард III» Коляда-театр, самый весёлый – «Дон-Жуан в Венеции» (Архангельский театр кукол), самый необычно-космический – «Экспедиция» прямиком из Челябинска. Ну а самый нежный спектакль — это, безусловно, «Далеко-далеко», режиссёром которого стала Анна Иванова-Брашинская. Спектакль создан по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» и сказки братьев Гримм «Шесть лебедей». Он был показан 22 ноября на малой сцене театра.
Сама режиссёр говорит о том, что для неё было важно показать подтекст сказочных историй, продемонстрировать зрителю то, что скрыто. Ведь все мы знаем, что многие сказки, которые нам читали в детстве, на самом деле были далеко не так радужны, в них много скрытых смыслов, а добро далеко не всегда побеждает.
Но сначала в спектакле «Далеко-далеко» всё хорошо и мило. Мужчина и женщина влюбляются друг друга до беспамятства и женятся. И у них рождается шесть сыновей и одна дочка, которых они любят больше всего на свете. В постановке БТК всё время звучат слова любви: жены к мужу, мужа к жене, отца к детям. Мать, к сожалению, уходит в мир иной, и отец (Дмитрий Чупахин) растит детей один, относится к ним с трогательной нежностью. Они весело живут, вместе отмечают дни рождения, читают вслух сказки и устраивают домашние представления. В этой семье важны традиции и проявления нежности.
Важным элементом в постановке является кружение: братья по очереди кружат обожаемую сестру Элизу (Василиса Ручимская). Как говорит сама режиссёр, этот элемент символизирует, что братья накладывают на сестру волшебные чары, заколдовывают её, чтобы уберечь от всех напастей. А вот злая мачеха, которая своим появлением нарушает то спокойное счастье, которое господствовало в любящей семье, кружась, накладывает на девочку злые чары, завидуя её красоте и молодости, ревнуя её к отцу.
Анна Иванова-Брашинская говорит о том, что спектакль стоит воспринимать на бессознательном уровне, с помощью символов и знаков, которые в нём заложены. На самом деле нет доброй матери и злой коварной мачехи. Это одна и та же мать, но в разные периоды жизни ребёнка. В раннем детстве ребёнка, пока он взрослеет, познаёт мир, спрашивает бесконечные «почему?» и «как?», зарабатывает первые синяки и шишки, мама с ним нежна. Но когда он становится подростком, мать поневоле вынуждена проявлять жёсткость и строгость. Дети могут даже воспринять эти проявления воспитания как показатель того, что мать их недостаточно любит, не понимает их чувств. И начинается борьба, к которой прибегают как мальчики, так и девочки (вспомним Фрейда и Юнга). Но и это пройдёт.
Главный залог успеха спектакля – его великолепный актёрский состав, состоящий из артистов мастерской Руслана Кудашова. Они все разные и каждый по-своему блистателен: Мария Батрасова, Михаил Ложкин, Василиса Ручимская, Анатолий Гущин, Асель Снопковский и другие. Самое важное качества, которое отличает их игру – это искренность и неподдельное вживание в образ. Когда происходит превращение шестерых братьев в белых лебедей, ты не только представляешь себе это волшебство – ты видишь его. По их движениям, мимике ты наблюдаешь, как красивые актёры превращаются в грациозных птиц. Это самая настоящая магия, которую в театрах можно наблюдать нечасто. В очередной раз браво, «кудаши»!
Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Екатерины Горчаковой здесь.
Добавить комментарий