
Одна из животрепещущих и противоречивых тем, вызывающих резонанс в широких массах, всегда была и остается тема религии. Что есть вера, как о ней говорить объективно, как формулировать мысли на эту тему так, чтобы это не считалось оскорблением чувств верующих и многие другие вопросы всегда вызывают массу споров. Рассуждать на эту тему можно долго и бесконечно, и к единому мнению вряд ли возможно будет прийти, так как слишком много вероисповеданий в мировой культуре и слишком много взглядов в рамках любой из них. Поскольку грани данной темы слишком хрупкие, немногие осмеливаются писать о ней масштабные трактаты или снимать фильмы, особенно если их посыл идет в разрез с мнением большинства.
Но какого бы масштаба риск не представал на пути, всегда найдутся отважные личности, которые готовы говорить о том, что их волнует. Ярким примером такого неравнодушия является один из самых известных режиссеров современности, гений социального кино — Кирилл Серебренников. Это один из немногих российских режиссеров, который смело может раскрывать наболевшие, порой табуированные темы и смело транслировать их в массы.
Постановка (М)ученик — это синтез этих понятий. В едкой форме она демонстрирует крайности восприятия человеком религиозного контекста.
30 марта в московском Гоголь-центре состоялся очередной показ спектакля, который успешно проходит на сцене театра с 2014 года. Это один из самых известных спектаклей Кирилла Серебренникова, в котором он переводит разговор о религиозном фанатизме из немецкой пьесы автора Мариуса фон Майенбурга в российский контекст. В 2016 году режиссёр спектакля снял по нему фильм «Ученик» практически с тем же актерским составом, кроме исполнителя главной роли. Спектакль в год выхода получил пять номинаций на театральную премию «Золотая маска». Фильм был отмечен призом в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, а также на других зарубежных и отечественных кинофорумах.
(М)ученик рассказывает про обычного, на первый взгляд, школьника, который превратил Библию в орудие влияния и фактически подчинил себе и школьное, и домашнее окружение. Никто не хочет и не умеет спорить с ним и противостоять ему. Никто, кроме школьного психолога — она же учительница биологии. Спектакль считается манифестом антиклерикализма и учебником современного человеколюбия.

Постановка длилась 3 часа без перерыва на антракт, но всё это время пролетело будто на одном дыхании. Эмоции и энергетика актеров молниеносно захватывали внимание зрителей и не позволяли ни на секунду отвлекаться от происходящего на сцене. Главный герой Веня (Никита Кукушкин) четко и отточено читал все выдержки из Библии, захватывая сознание не только героев истории. Своими искусными методами манипуляции он на какой-то момент заставляет усомниться и зрителей. Хоть порой антагонистичные речи учителя биологии (Виктории Исаковой) наталкивают на мысль о том, что школьник просто сошел с ума и тянет в этот же омут других, этому влиянию все равно достаточно сложно противостоять.
На протяжении всего спектакля декорации практически не меняются. Перед зрителем предстаёт минимум предметов, которые порой трансформируются в разные объекты. Это ничуть не портит восприятие, а напротив погружает в особый мир. Не было ощущения, что находишься в зрительном зале, соответствующая энергетика и атмосфера сами дорисовывали нужные образы в сознании, помогая зрителю полностью окунуться в развернувшееся перед ним полотно событий.
В «Мученике» множество узнаваемых и реалистичных ситуаций: непонимание между сыном и матерью-одиночкой, детская жестокость по отношению к слабому, нетерпимость педагогов ко всему новому, бесконечное лицемерие взрослых перед подростками, которых они считают ещё детьми. А дети, пользуясь этим, легко манипулируют взрослыми.
Несмотря на кажущуюся ситуативность, в действительности это высказывание, пронизывает остротой жизненности и растравливает душу едкостью конфликта. Здесь прямолинейный, простой язык общения со зрителем. Лаконичность, точность и достоверность образов героев.
Каждое точное попадание в образ, такой узнаваемый, будничный невольно сопровождался волной хохота. Не радостным, а саркастическим страшным, просто подтверждаюший, что режиссёр достиг цели. Метких выстрелов от режиссера было много, но это впечатление стоит того, чтобы испытать его и почерпнуть для себя важные мысли, а, возможно, даже прийти за добавкой, чтобы открыть для себя новые грани восприятия.
Анастасия Дергаева специально для MUSECUBE
Добавить комментарий