Маяковский: музыкой, драмой и любовью об устроителе футуристических скандалов

Граждане,
               у меня
                         огромная радость.
Разулыбьте
                    сочувственные лица.
Мне
                    обязательно
                              поделиться надо,
стихами
                    хотя бы
                              поделиться.

(В. Маяковский)


Театр начинается не в 19.00 и не с вешалки — забудьте! Театр начинается с задорного «первого звонка», который на пять голосов выстраивается в бит с балкона «Ленкома», коротко (нет), но интересно и по существу (да) предоставляя самую важную информацию о премьере — сразу всем: и тем, кто направляется на спектакль Алексея Франдетти, и тем, кто просто идет мимо. И знаете, что удивительно? Все улыбаются! Вечером — по пути с работы или все еще спеша по делам, москвичи — улыбаются!

Самое главное, что дает муздрама «Маяковский», — это понимание масштаба личности поэта, не воспоминания о нем, закатанное в грубое бронзовое изваяние памятника, холодный мрамор станции метро или не всегда понятные кому-то и слишком образные стихотворные лесенки, а именно человека. Вот эту махину в 189 сантиметров дерзости и ранимости, грохота стихов и «Окон РОСТа» — неудобного многим и зарабатывающего на постылый быт в любовном треугольнике с Бриками, крутящего множество ярких коротких романов и не имеющего свидетельства о благонадежности.

Сюда можно (и нужно!) смело вести подростков — дать им прочувствовать всю эту мощь
       двух метров
                разгильдяйства
                                  и стиля.
Причем прочувствовать с помощью понятного им языка: языка захватывающей музыки, чёткого ритма, головокружительной хореографии, сногсшибательных костюмов, впечатляющего света и — finally but not least — хорошей актёрской игры. Отдавая себе отчет, что спектакль благодаря артистам и существует, здесь все же хочется подчеркнуть, что в постановке очень хорошо сбалансированы и смысловая, и визуальная, и музыкально-драматическая составляющие. Даже шутки, на которые хохотом взрывается зал, отмерены очень и очень четко: учитывая созависимо-абьюзивные отношения с Бриками и прочие эпизоды биографии Маяковского, в целом, было где развернуться с пощечинами общественному вкусу — и тут отдельный низкий поклон внутренним цензорам!

Причем временами во время просмотра возникало ощущение, что «Маяковский» — это такая глобальная работа режиссера над ошибками, где доработано и усовершенствовано то, что не вполне сработало ранее и в некоторых других постановках, а теперь все это вдруг так ладно сложилось, что идет в той или иной степени на пользу заглавному герою, вводя в контекст его окружения, возвышая его над другими, показывая его отношение ко времени и разлуке с близкими и проч. (но флэшбеков для мюзикломанов со стажем здесь предостаточно, и временами это слегка отвлекает).

Ни один учебник литературы не справится с тем, чтобы показать дуализм этого слишком высокого полёта: Маяковский был громким и грубоватым внешне, но беззащитным и чувствительным внутри — невероятно удачной находкой стал не только исполнитель главной роли Станислав Тикунов, но и ввод в постановку героя артиста Кирилла Русина (он очень точно танцем показывал то, что просто услышать было бы недостаточно). Вообще здесь очень многое сделано для того, чтобы обнажить нерв и держать зрителя на пределе его возможностей впитывать бешеную энергетику поэта, но не упасть в светозвуковую тревожность: один только бешеный пульс чего стоит!

За два с половиной часа действия спектакль представляет не только и не столько биографию Владимира Маяковского, но и отображает историю страны, в которой за условные 15 лет произошло очень много всего; действие движется в том числе через костюмы и декорации, через тексты вокальных номеров и ожесточенные поэтические баттлы. Безусловно, можно придраться к некоторым допущенным вольностям, но со своею негласной задачей и драматург Ника Симонова, и автор музыки и текстов Василий Вакуленко («Баста») с командой «Gazgolder», и режиссёр-постановщик Алексей Франдетти справились — после рокового выстрела и жизнеутверждающего (!) финала хочется не только напевать себе под нос и/или декламировать, строчками чеканя шаг, но и читать о Маяковском, рассказывать и беседовать о нем с теми, кто его недостаточно успел полюбить — потому как здесь, в этих стенах на Малой Дмитровке, точно знают, как дать почувствовать их собственное отношение к громаде русской поэзии.

Не смоют любовь
                    ни ссоры,
                              ни версты.
Продумана,
                    выверена,
                              проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
                    клянусь —
                              люблю
                                        неизменно и верно!

(Владимир Маяковский)

Над спектаклем работали профессионалы своего дела, и муздрама о сложном времени рупора футуризма взлетает на театральный небосклон столицы благодаря слаженной команде, куда помимо уже названных исполнителей, а также Алексея Франдетти, Василия Вакуленко и «Gazgolder», Ники Симоновой вошли: художник-постановщик Вячеслав Окунев, художники по костюмам Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская, хореограф Ирина Кашуба, ассистент режиссера Дарья Борисова, музыкальный руководитель Армен Погосян, художник по свету Иван Виноградов, видеохудожник Илья Старилов и артисты Анна Зайкова (Лиля Брик), Александр Горелов (Осип Брик), Елена Шанина (мать поэта), Сергей Пиотровский (Яков Агранов), Сафия Яруллина (Эльза Триоле), Андрей Сергиевский (Сергей Есенин), и еще многие-многие другие, кто раз за разом на «Сансаре» будут наблюдать зажженные фонарики на смартфонах и слышать «браво» и восторженные аплодисменты от встающих зрителей.

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотография предоставлена пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.