«Маскарад с закрытыми глазами»: МХТ умеет удивлять до мурашек

Захватывающий спектакль «Маскарад с закрытыми глазами» стал первой премьерой юбилейного 125 сезона в Московском художественном театре им. А. П. Чехова. Спектакль поставлен режиссером Петром Шерешевским по мотивам пьесы М. Лермонтова «Маскарад» и повести А. Шницлера «Новелла о снах».

Постановка получилась невероятно увлекательной и оригинальной. Спектакль о любви, ревности, предательстве, нравственности, страхах и «внутренних демонах» в современных обстоятельствах.

Перед нами главный герой спектакля, Евгений Арбенин (Игорь Верник), профессор университета, литературовед. На лекциях он разбирает произведения Лермонтова, много и часто рефлексирует на темы, которые волновали лермонтовского персонажа: современный Арбенин давно и глубоко изучает героя пьесы, но, несмотря на это, сталкивается с такими же проблемами, как и его книжный однофамилец. Взгляд на них за прошедшее время изменился, но ведь чувства и ощущения остались теми же.

Ревность съедает Арбенина изнутри, он страдает, злится, срывается. Его недоверие к миру и так было обострено, а теперь разрастается в геометрической прогрессии. На протяжении спектакля профессор знакомится со своими «внутренними демонами» и учится справляться с ними.

Героиня Марии Фоминой – Нина Арбенина (молодая супруга Евгения Арбенина) — получилась очень современной девушкой. Она самодостаточна, уверенна, откровенна, знает себе цену. Невозможно не отметить пластичность и женственность артистки.

Актерское мастерство, эмоциональная открытость, харизматичность главных героев, безусловно, восхищают. Невероятная энергия излучается на зрителей — проживают ли артисты гнев или страдания, видим ли мы танец Нины (до мурашек по всему телу!), ты ощущаешь и пропускаешь через себя эти все эмоции и чувства. Сопереживание, удивление, жалость, интерес – все это ты испытываешь на протяжении спектакля, а в какой-то момент просыпается и обостренное чувство справедливости.

Стоит отметить игру Ильи Козырева и Юлии Витрук. Молодой актер Илья Козырев сыграл Илью Звездича — студента филологического факультета, где преподает Арбенин. В складывающихся обстоятельствах именно в измене со Звездичем подозревает Арбенин свою жену Нину. Юлия Витрук по сюжету мачеха Звездича, которая очень неравнодушна к своему пасынку. Сюжетная линия этих героев является также одной из центральных.

Появление А. П. Казарина (Артем Волобуев) на сцене – это всегда поток положительных эмоций и позитива. А его комментатор игры в покер заставляет тебя непринужденно улыбаться. Невозможно без смеха не отметить его появление на теплоходе. А сколько философии и юмора в сцене, где Казарин совместно с Арбениным распивают спиртное у Москвы-реки!

На сцене установлены кинокамеры, и в режиме реального времени все происходящее на сцене дублируется на большой экран. Крупный план лиц актеров, где каждая эмоция читается, каждая искорка в глазах доступна зрителям. Одновременная трансляция на экране взглядов и Нины, и Арбенина, акцентирование на важных в текущее время деталях… У зрителя нет возможности что-то упустить. Он в буре событий и эмоций, проживает их совместно с героями.

Отдельно стоит выделить многогранность трансляции: мы наблюдаем героев как в цвете, так и в монохроме, в многократной экспозиции (один и тот же кадр экспонируется несколько раз), восхищаемся оптическими и другими спецэффектами. Все это еще больше подчеркивает и усиливает атмосферу происходящего, а черно-белая визуализация добавляет глубины монологам и диалогам.

С первых минут и на протяжении всего спектакля не покидает ощущение, что ты находишься и в театре, и в кино. С одной стороны — живая энергетика актеров, ты наблюдаешь за тем, что происходит в эту самую секунду на сцене, а с другой стороны — постоянно меняющаяся картинка на экране со спецэффектами. За счет переплетения театра и кино на сцене театра спектакль воспринимается совершенно на каком-то новом и другом уровне.

Особенно мне запомнился момент, когда пронзительным взглядом с экрана на тебя смотрит Нина, и при этом параллельно танцует пьяный Арбенин на сцене.

Стоит отметить и художественное оформление сцены. Основное действие происходит в домашних условиях, мне понравилось, как стильно и продумано, обустроена сценическая квартира. Здесь есть все для создания обстановки: кухня-гостиная с холодильником (в котором прячется замороженная курица) и телевизором (он даже показывает футбольный матч и мультфильм по ходу спектакля!), спальня и даже ванная с действующим душем! Все настолько натурально, что тебя даже не сразу удивляет, когда Адам Петрович Звездич (Сергей Беляев) моется в душе, из которого бежит настоящая вода.

До самого конца спектакль держит в напряжении. В определенный момент мне показалось, что я уже потеряла нить — все же где настоящее, где прошлое, где воображение, а где реальность? Но что я не переставала, так это удивляться и восхищаться, насколько в постановке все продумано. Каждый шаг и действие героев, каждое слово, каждая сцена – все переплетается гармонично и в общей концепции.

Тебя поглощает все происходящее, тебе безумно интересно, что будет дальше, и тебе хочется смотреть и смотреть на сцену. Финал же отвечает на вопросы, которые возникали у тебя в процессе. Честно скажу, для меня концовка оказалась неожиданной, но желаемой.

Посетив одну из прекрасных премьер этого сезона, я с уверенностью могу сказать, что Московский художественный театр им. А.П. Чехова очень ответственно подготовился к своему 125-летнему юбилею. С самыми восторженными эмоциями рекомендую обязательно и срочно посетить спектакль «Маскарад с закрытыми глазами»! Уверена, пока вы читали статью, билетов в продаже осталось совсем мало.

Татьяна Ложникова специально для Musecube

Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.