Маскарад: сердце холодно и спит воображенье

Фотография с сайта театра

«Маскарад» Центрального академического театра Российской армии режиссёром Ниной Чусовой ставился, несомненно, под народного артиста Александра Домогарова, который служил в этом театре 10 лет по окончании Щепкинского училища и который этим летом отпраздновал сим спектаклем и на этой самой сцене свой 60-летний юбилей. Вот этот перерыв в 25+ лет и необходимость влиться в новый театральный коллектив помогли артисту дополнить образ его героя: Арбенин всем своим существованием вторит Лермонтову: «Они все чужды мне, и я им всем чужой».

Все прочие герои спектакля на протяжении двух актов пытаются стать ему равными и преодолевают лабиринт за лабиринтом: коридор за коридором, поворот за поворотом, но — тщетно.

И даже Нина (Карина Балашова) не может к нему приблизиться и встать на одну ступень — и дело не в возрасте и отсутствии многолетнего опыта артистки (несмотря на то, что диплом она получила только в текущем году, список ролей внушает уважение) — дело именно в сущности ее супруга. И, собственно, в том, что лабиринт у каждого свой.

Отстраненность Арбенина и его противопоставление всем прочим персонажам позволяет неослепленному главным героем зрителю со стороны взглянуть на себя, окружающих, свои отношения с миром и людьми, его населяющими: в спектакле Нины Чусовой как и в произведении Михаила Лермонтова поднимаются темы доверия, ревности и даже, пожалуй, коллективной ответственности, ведь все герои второго плана, желая достигнуть собственные цели, не сказали вовремя своей правды о Нине, а значит, стали причастны к ее гибели — свои лабиринты они как-то одолели, но вот ее лишили возможности пройти полагающееся испытание…

Художнику-постановщику (Анастасия Глебова, главный художник ЦАТРА) пришлось заставить немаленькую сцену театра для камерного, в общем-то спектакля, многими, но не излишними для сюжета здесь элементами декораций — тем самым удалось избежать ощущения нагромождения, но создать видимость запутанности жизненных перепутий и людских судеб.

Костюмы авторства заслуженного художника России Виктории Севрюковой открытым текстом говорят зрителю об истинной причине посещения маскарадов: все мы дети наших предков, всеми нами руководят прежде всего инстинкты — воспитание, этикет, мораль и нравственность являются лишь надстройкой к этому базису; человек человеку волк, и любое общество принимает только своих — за одно это низкий поклон всему актерскому ансамблю.

Ольга Владимирская специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.