«Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»

мой брельВ “Мастерской Петра Фоменко” свеженькая премьера – спектакль-концерт с элементами сторителлинга, временами переходящего в стенд-ап, под романтичным названием “Мой Брель”.

На сцене – трио артистов, Николай Орловский, Юрий Буторин и Юрий Титов (он же здесь – режиссёр и автор сценария), как отмечено в программке, “в ролях самих себя”. За их спинами – чудесный оркестр театра. Но истинный главный герой вечера – Он, единственный и неповторимый Жак Ромен Жорж Брель.

И нас сразу предупредят, что пускаться в путешествие по жизненным вехам Бреля никто не собирается – мол, если захотите, и сами всё прочитаете в интернете (а у вас появится такое желание после выхода из театра, коли вы не знакомы с судьбой и творчеством бельгийского француза, ручаюсь). Действительно: мы не на уроке музыки, и миссия спектакля далека от банального рассказа о человеке, которого поклонники порой называли “отцом французского шансона” (сталкивая с пьедестала самого Азнавура), и даже недруги единодушно именовали Великим Жаком.

Конечно, сегодня, уж будем честны, имя Бреля не слишком-то знакомо широким массам. И “фоменки” решили снова подарить этого неординарного артиста публике. Тем более, что кому же исполнять песни Бреля, как не театральным артистам?

Не зря “наглого бельгийца” у нас в стране порой величают “французским Высоцким” – ни в чём, вроде бы, не схожие, эти две легенды кажутся зеркальными отражениями друг друга. Оба сочиняли невероятные песни и исполняли их – не имея столь уж мощного голоса (местами даже переходя на речитатив – как говорил мой отец, большой фанат Владимира Семёновича, “докладáя”), но впечатляя публику своей неповторимой манерой и экспрессией. (Интересно: и Высоцкий, и Брель частенько использовали такой фонетический приём, как растягивание согласных звуков.) Оба считали себя в первую очередь не певцами, а актёрами. Оба играли на сцене и снимались в кино. И оба ушли из жизни слишком рано…

Если вы не знаете Бреля (это нормально в рамках нашей современной культуры, не стоит стесняться), просто вспомните Высоцкого. Не его внешность и голос – нет. Внутреннюю творческую сущность и понимание сути искусства. Французский певец существовал, думается мне, в очень похожей вселенной.

Каждая песня в исполнении Бреля становилась полноценным спектаклем в миниатюре. Жак никогда не сочинял просто так, бессмысленно: во всех его песнях есть история, суть, подтекст, внутренняя искра. Бесспорно, эти вещи нельзя взять – и просто спеть. Их необходимо прожить, прочувствовать, пропустить сквозь душу.

И два Юрия и один Николай из “Мастерской Петра Фоменко” с огромной любовью к наследию Бреля вдыхают в его песни новую жизнь – они не стремятся скопировать манеру шансонье, но исполняют каждый номер так, как близко им самим, как они чувствуют и понимают его.

Отличное решение – подстрочный перевод, проецируемый на задник сцены. Чтобы понять Бреля, нужно знать, о чём же он пел. Не стоит перекладывать песни на русский – что-то однозначно потеряется во время этого процесса, и услышим мы, по факту, детище не французского поэта, но отечественного переводчика.

А тут нас покоряют красивейшим французским языком (я не знаток данного наречия, потому мне ничего не царапало ухо), с его грассированием и тягучими сонорными (а, как я уже намекнула, фонетика была одним из выразительных средств, любимых Брелем), погружают в материал, как он есть – и раскрывают секрет, о чём же говорил автор, что его волновало и трогало.

И я вам обещаю: ещё долго у вас в голове будет “включаться” то одна, то другая мелодия, с которой вы познакомились в “Мастерской Фоменко”. Причины две: их неоспоримая красота и… талант артистов театра, “примеривших” песни на себя и ставших их плотью и кровью.

Но музыкальный компонент – лишь половина содержания спектакля-концерта. Не менее (а для кого-то – и более) важной составляющей являются монологи артистов – тех, во время которых они остаются “в ролях самих себя” и раскрывают секрет, как же в их жизнь пришёл Брель.

Никаких пересказов – это нужно слушать. Будет смешно, трогательно и бесконечно интересно. Но главное, что через эти “стенд-апы” в нас вольётся Брель – даже не он сам, а его атмосфера, как сказала бы нынешняя молодёжь, вайбы.

И лучшего рассказа о том, чем же так важен французский бельгиец для мировой культуры, и представить нельзя. Ибо долго можно вещать, что создал Брель и какие новаторства он внёс куда-то там. Кому это интересно? А вот если обычный, живой человек делится с вами, чем стала для него музыка сия, то ты веришь ему и жаждешь приобщиться к прекрасному.

“Мой Брель” – очень уютный спектакль. Камерный зал Новой сцены, поздний вечер (да-да, начало мероприятия – в 22:00, а длительность – ровно час), божественный оркестр (падка я на такие вещи), прекрасная тройка артистов, красивейшая музыка, рвущие душу тексты песен, откровенные признания, симпатичный и близкий каждому юмор, парящие над сценой самолётики и – в финале – сам Брель, пусть и “виртуально”, но присоединившийся ко всем присутствующим…

Это что-то такое умиротворяющее, дарящее веру в лучшее. А что нам ещё нужно сейчас?

Когда Бреля пригласили выступать в Америку, он, в свободное от концертов время, посмотрел мюзикл “Человек из Ламанчи” и столь впечатлился, что выкупил права, сделал перевод на французский и лично поставил спектакль, в котором исполнял главную роль (вот тут бы я сама могла начать свой рассказ о том, как шансонье вошёл в мою жизнь… “впрочем, это уже совсем другая история”). Потому что он увидел в Дон Кихоте себя – вечного борца с несправедливостью и последнего романтика в этом мире.

Думается мне, сегодня, как никогда прежде, нам необходим Брель. Точней, его песни, в которых рвётся душа автора – но с неудержимой силой стремится к свету.

Если вы любите Бреля – то и без моих советов придёте в “Мастерскую Фоменко”. Если же эта фамилия вам в новинку – просто позвольте себе на один вечер погрузиться в красоту и правду, придя на этот спектакль.

Я нежно дышу к ретро, это факт. Но Брель не имеет к оному никакого отношения. Он современен и актуален.

И спектакль “фоменок” – тоже. После него у вас точно будет собственный “Мой Брель” – и я, бесспорно, знаю, какие видео на YouTube вы будете смотреть ещё несколько дней. Но главное – вам будет очень хорошо… А значит, всё сложилось!

Ирина Петровская-Мишина специально для MusecubeФотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.