«Мой дедушка был вишней»: что вы знаете о счастье?

«Мой дедушка был вишней»: что вы знаете о счастье?

Наступившая осень готова порадовать петербуржцев не только стартом нового театрального сезона.  В рамках программы «Большие гастроли» у жителей нашего города появился уникальный шанс познакомиться с лучшими постановками Омского государственного академического театра драмы. 11 сентября на сцене МДТ петербургской публике был представлен спектакль «Мой дедушка был вишней».

Перед началом постановки зрителям показывают нечто вроде вводной рефлексии на заданную тему. Артисты, занятые в спектакле, рассказывают о самых ярких и важных детских воспоминаниях, которые во многом сформировали их, заложили представление об истинном счастье. И здесь вовсе нет места материальному: подлинный незабываемый восторг вызывают  ветви самшита или плаванье на глубине. Эти неуловимые частички детства и хранятся потом в душе всю жизнь. Такой зачин оказывается ключевым смысловым прологом к истории, придуманной когда-то Анджелой Нанетти и воплощенной на сцене Ариной Гулимовой.

Спектакль очень бережно воссоздает счастливейший мир детства: этот потерянный рай, в который нет возврата, но который навсегда остается в нашем сердце. Бесхитростная, но соответствующая общим смыслам постановки сценография визуализирует истинный парадиз,  волшебную страну чудес, пресловутое место силы. Мощное дерево здесь уже само по себе важный персонаж, полноценный герой повествования. Вишня Феличе так и представляется нам настоящим одушевленным существом. Она же при этом – своеобразный пьедестал победителя,  важный рубеж взросления маленького Тонино.

При желании в спектакле легко обнаруживается истинно буддийский лейтмотив: мол, после смерти мы не исчезаем навсегда, а просто превращаемся в кого-то по-настоящему любимого теми, кто остался в земном существовании. Или же это всего лишь игра детского сознания под названием «Смерти нет» (а в подобное сложно, практически невозможно поверить даже при самых убедительных доказательствах), психологическая  естественная самозащита? Оба этих варианта позволяют поверить и герою, и зрителю в то, что важная белая гусыня – воплощение любимой бабушки Теодолинды, а дедушка Оттавиано после своей смерти словно бы всего-навсего растворяется в густо сплетенных вишневых ветвях. Именно так когда-то и хотел  Тонино, задумываясь в редкие минуты о загробной жизни.  По другой версии, дед становится гусем, воссоединяясь навсегда со своей дорогой Линдой. Они незримо, но рядом. Они продолжают любить.

Спектакль Арины Гулимовой все же куда больше про жизнь, а не про смерть, про естественный ход самого бытия, про смену поколений, про шаги вверх и вперед, про конфликты (в том числе и социальные, и гендерные) и их мудрое преодоление. Тут отсутствуют заумные смысловые вычурности, незачем выискивать двойное дно, подтексты и символы. Чистая честность, правильно поданная простота (а не это ли как раз залог верного общего языка с ребенком?!) невероятно подкупают, и авторское повествование, отрываясь от своих итальянских корней, становится поистине универсальным. Здесь нет акцента на горе и боли (милосердная детская память терапевтически подчищает какие-то ощущения и воспоминания – воистину), но при этом речь не идет о каком-то эгоистичном равнодушии. В постановке очень детально и точно переданы истинно детские ощущения счастья (а детям для этого порой только того и надо, что принять порцию гоголь-моголя из рук любимого и родного человека!). Артисты замечательно создают не просто образы конкретных героев – они воплощают устоявшиеся типажи, удерживаясь от соблазна вывести их на уровень живых стереотипов. Завершает общую картину музыка: легкая, нежная, невесомая (и, разумеется, итальянская!). И финальная хитовая Felicita обрушивается как на артистов, так и на зрителей полновесным потоком истинного неподдельного счастья.

Марина Константинова специально для Musecube

Фотографии Алексея Егиазарова смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.