Быть или не быть: премьера «Леса» в ТЮЗе имени А.А. Брянцева

Быть или не быть: премьера «Леса» в ТЮЗе имени А.А. Брянцева
Фотография Стаса Левшина

Премьерный спектакль «Лес» Уланбека Баялиева, вышедший 9 сентября на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева, подводит некую черту празднования 200-летия со дня рождения А.Н. Островского. В центре внимания режиссера — исследование театральной действительности, попытка осознать, что такое театр для артиста и артист для театра. Шекспировские ассоциации пронизывают спектакль, и за образами всех героев возникает второй план. Объемный, эклектичный и живописный спектакль — серьезная аналитика души художника.

В ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже несколько лет подряд с успехом идет другой спектакль Уланбека Баялиева — «Зимняя сказка» У. Шекспира. В «Лесе» заняты многие артисты, несколько лет назад ставшие близкими режиссеру — Александр Иванов, Анна Дюкова, Олег Сенченко, Анна Лебедь. Они являются проводниками режиссерской концепции и в премьерной постановке.

Каждый человек носит в себе свою смерть — недаром акцентной художественной деталью становится длинная петля, тянущаяся от колосников. Но смерть — это путь к Богу, творцу, на которого периодически поглядывают герои спектакля, пытаясь понять, что уготовлено им судьбой и какую роль они играют в своей настоящей жизни.

Вся сладость актерского труда — «там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз» — яркими красками раскрывается в спектакле. Здесь играют все, начиная от Карпа и заканчивая Счастливцевым и Несчастливцевым. И финал спектакля окончательно расставит все точки над и: артисты сыграют самые знаковые сцены пьес Островского, и все предыдущее действие окажется шуткой, некой раскачкой себя перед настоящим спектаклем под названием жизнь.

Сценографическое пространство восхищает своей метафоричностью и глубиной. Полуржавый стеклянный пол и стены, от которых отражается свет, алый занавес, прибежище самых упоительных выходов, белоснежная петля как напоминание о смертности, мягкие шкуры, возрождающие мысли о первобытной животности человеческой природы, угловатые костюмы, выражающие всю изломленность души человека — работа художника-постановщика Евгении Шутиной и художника по свету Дениса Солнцева настолько эффектна, графична и самодостаточна, что является не просто рамой, а действующим лицом спектакля.

Когда скрипучий помост замка опускается, мы видим мечущуюся по зеркальной глади Гурмыжскую — леди Макбет, Раневскую, Аркадину, а может быть Черную королеву, задумывающую очередную шалость. «Заигралась», — так про саму себя скажет героиня Анны Дюковой. Она — главный режиссер происходящей комедии. Наделенная властью денег,  открывающей возможности к управлению человеком, она не знает слова «нет». Актриса играет страстно, мелодраматично, с экзальтацией. Но еще умней оказывается второй владыка мира — купец Иван Восьмибратов. Переживающий за отвергнутого сына он мстит героине, но не может довести дело до конца, вдохновленный пламенной речью Несчастливцева, взывающего к его порядочности. Кирилл Таскин играет немного Лопахина, немного Рогожина, а в итоге — Карандышева, искренне и чутко.

Один из самых простроенных образов оказывается у Улиты в исполнении Анны Лебедь. Ее героиня — не просто верная помощница, ищейка, она соучастница действия, активно направляющая его в необходимое русло. Именно впечатленная ее рассказами, Гурмыжская смелеет и активно проявляет свои желания. Сила женского начала оказывается одной из центральных тем истории. Аксюша в исполнении Ирины Волковой ни больше, ни меньше,  Нина Заречная или Офелия, юная Гурмыжская, еще чистая и непорочная, не вкусившая прелесть театра. Полная чувственности сцена с водой — некое крещение в актрисы. Ирина Волкова играет трепетно и нежно, потусторонне. Она ведет разговор с самой собой, определяя свою дальнейшую судьбу. Вездесущая театральная моль в исполнении Юлии Корж будет говорить словами Катерины из «Грозы», а периодически выступать в качестве второго исполнителя женских образов. Она — не просто нереализованная актриса, остающаяся на задворках сцены, она и муза — воплощение истинной театральности.

Пара Евгений Милонов в исполнении Ивана Стрюка и Уар Бодаев в исполнении Дениса Гильманова рисует балаганное начало пьесы, в которой переплелись различные литературные жанры. Верные поклонники Гурмыжской, одинокие влюбленные в саду, исполняющие романс про зайцев «А нам все равно», — необходимые зрители действия, задуманного помещицей. Восторженный Милонов и скептический Бодаев — полные противоположности. Их дружба выстроена на контрастах, каждый зациклен на самом себе. Артисты играют с огромным юмором, точно и вкусно, воплощая пропасть между здравым смыслом и самодурством.

Карп Савельич в исполнении з.а. Сергея Жукович напоминает бывшего музыканта, в чем-то Фирса, проницательную душу этого темного леса человеческих желаний. Он правдив, добр, сердечен и исполнителен, хорошо знает условия игры и дает советы еще неопытным юношам. «Осторожнее надо, сударь… их дело женское: никак даже невозможно этого знать, что у них на уме… Уж вы и смотрите все в глаза», — говорит он, чувствуя, что из себя представляет новое баловство его взбалмошной госпожи. Петр Никиты Худякова — честный и инфантильный малый, во всем надеющийся на свою возлюбленную. Он пылок и несдержан, обидчив и горяч. Становится понятно, почему Аксюша (вопреки задумке Островского) выбирает сцену —  саморазрушительность ее души воспринимается за чистую монету простым и неискушенным малым. Впечатленный ее томлениями, он готов к смерти, не понимая, что девушка ждет от него совершенно противоположных поступков. Алексис  (или Кис-Кис) Данилы Лобова — более приспосабливающийся к изменяющейся действительности юноша. В чем-то Молчанов, Яша или Митрофанушка он молниеносно преображается, чувствуя свои новые возможности. Артист нашел необходимую интонацию своего персонажа и тонко, обаятельно протягивает ее на протяжении всего действия.

Пара Счастливцев-Несчастливцев задумана особенно остро — это не просто комик и трагик, это две противоположности души одного человека, веселый и грустный клоун. Цирковое начало пьесы особенно явно подчеркивается тем, что Олег Сенченко и Александр Иванов меняются ролями, дают персонажам возможность выйти из амплуа, определенного автором и их жизненным путем. Ребяческая легкость Александра Иванова перемежается с тягучей наполненностью и осознанностью своего пути. Артист играет цельно, звучно и емко. Напыщенность, игривость героя Олега Сенченко становится необходимым дополнением выстроенной режиссером картины.

Полифония смыслов, многожанровость, трепещущая музыкальность (композитор Иван Волков), желание понять истоки и стремления творческой души, радость режиссерско-актерского сотворчества пронизывает премьерную постановку, представляющую собой философский трактат о театре. Следующий спектакль можно будет увидеть 27 сентября.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.