На обломках старого мира

На обломках старого мира
Использована фотография с сайта Молодежного театра на Фонтанке

Обращение театральных режиссеров  к проверенной временем классике – явление  постоянное и неизменное. Опыт этот может быть совершенно разного рода: от удачных оригинальных интерпретаций до весьма вторичного блеклого изображения. Случаются и  работы, которые явно не претендуют на острую любопытную новизну, но и скучного пресного духа там нет и в помине. К таким постановкам совершенно смело можно отнести свежую премьеру Молодежного театра на Фонтанке. Режиссер Семен Спивак представил собственное прочтение канонической пьесы Максима Горького «Васса Железнова», причем за основу он взял первый, дореволюционный, вариант текста. Результатом стала истинная драма, многослойная в своей противоречивой сложности история.

На первый беглый взгляд, идеи и смыслы, выступающие фундаментом сюжета, здесь какой-то оригинальной новизной не обладают. Ну что тут может быть такого особенно непривычного: конфликт “отцы-дети”, несчастливые браки, растоптанные судьбы, пьянство и подлость, лицемерие и конформизм. Тошно, отвратительно, привычно, и поэтому смотри начало фразы. Замкнутый неразрывный круг. Кого сейчас можно удивить подобным? Но в спектакле Семена Спивака эти линии многострадального бытия представлены не схематичным изображением «в лоб», а с продуманным вторым планом (артисты замечательно это передают). Кто тут герой, кто злодей, кого пожалеть, а кого проклясть  – так сходу и не скажешь. Слишком наивно предполагать, что, скажем, мать семейства Васса Петровна Железнова – только лишь бессердечная тиранша и циничная особа. Из мелких деталей, из оброненных ненароком фраз складывается портрет этой женщины с весьма непростой судьбой. Легко и просто обвинить ее детей в пьянстве, распутстве, бессердечности – но вы только попробуйте поставить себя на их место, испытать на собственном опыте предлагаемые обстоятельства. Всем им выпало пострадать с лихвой, а самостоятельно справиться с выпавшими на их долю испытаниями они не смогли. Горькие судьбы, сломанные жизни – кто мы такие, чтобы судить этих персонажей?

Тема надвигающегося  конца старого мира здесь проходит через все повествование. Отпрыски напряженно ждут (именно ждут!) кончины главы семейства, беззаботно распевают под гитару модную песенку Вертинского чуть ли не сразу после похорон, но что же будет потом, что принесет им день завтрашний?  Камень преткновения, имя которому – наследство, становится мощной преградой, вбивающий окончательный клин в отношения формально самых близких друг другу людей. Так и не наступает долгожданное призрачное счастье, рушится хрупкий карточный домик иллюзий и надежд. Уход из жизни самой Вассы окончательно подводит черту под прежней жизнью. А что там впереди – Бог весть, но, кажется, ничего хорошего. Гибельный густой мрак к финалу поглощает всех, и только тусклый свет неугасимой лампадки под родным кровом дает что-то похожее на слабенькое спасительное исцеление от всех житейских мук.

«Васса (Мать)»  отдельно и всерьез увлекает своей  продуманной символичной сценографией. На переднем фоне – шкура (не)убитого медведя, которую и станут делить на протяжении всей истории (речь о наследстве, конечно же!), по бокам – цветочные кусты, с первых же минут ясно дающие понять – без похорон тут не обойдется. Важное центральное место в сценическом пространстве занимает лампада с образом, и молиться здесь будут непрестанно (но, кажется, Господь равнодушен к этому истовому  горячему шепоту). Лестница наверх, но не в рай – достичь искомого счастья, увы, не получится ни у кого. А вообще сама атмосфера декораций, костюмов, сюжета рождает внезапные ассоциации с каким-нибудь романом Агаты Кристи (того и гляди, из-за кулис покажутся важный Пуаро или дотошная мисс Марпл!). Но нет, подмены жанров тут не будет: детектив не вторгнется в драму, не нарушит ее законов.

Что же до актерских работ, то выполнены они добросовестно и профессионально. Анастасия Тюнина (Людмила, жена Павла) блестяще воплощает образ женщины, страдающей в несчастливом браке, ищущей новых эмоций в беглых любовных романах и кокаине. Ксения Ирхина (Наталья, жена Семена) также умело создает типаж нервозно-стервозной истерички, в жизни которой все пошло под откос. Андрей Зарубин (Павел, сын Вассы) замечателен в роли нелюбимого, несчастного, увечного человека, чей внешний изъян постепенно становится душевной червоточиной.  Точно и метко выстраивает образ расчетливой особы Анна Геллер (Анна, дочь Вассы). Интересны в своей актерской игре Александр Конев (Семен, сын Вассы) и Валерий Кухарешин (Прохор Железнов). И над всеми вышеназванными персонажами истинно по-королевски возвышается Екатерина Унтилова (Васса Петровна Железнова), создавая сложный многогранный образ, призванный зрителя думать, анализировать, чувствовать, сострадать. В совокупности все элементы этого спектакля рождают весьма мощное полотно, оставляющее след в душе.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.