На всякого мудреца. Что осталось от Островского в Театре Наций

В Театре Наций состоялась одна из громких премьер театрального сезона — спектакль Константина Богомолова «На всякого мудреца». Это вторая работа известного режиссера в этом театре (первой была «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле).

Описание спектакля гласит: «Все, что осталось от Островского после встречи с Богомоловым». «Я нежно люблю Александра Островского, но давно не ставил его пьес. И вот появилась прекрасная возможность зайти на эту территорию. В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» больше сатиры, чем мелодрамы. И мы постараемся использовать весь ее актуальный иронический потенциал. Я не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других, казалось бы, бесконечно далеких от Александра Николаевича авторов, сочиняя самостоятельно. В случае с Островским мне кажется это наиболее естественным, потому что он писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени. Но, тем не менее, как всякий талантливый драматург, Островский заложил в них универсальные коды, которые продолжают работать, даже если применить к пьесам принцип импровизационного, вольного авторского развития. Поэтому мой спектакль будет и по пьесе Островского, и на основе нашей сегодняшней жизни», – говорит Константин Богомолов.

От классического Островского, действительно, осталось немного, но как идеально сюжет вписался в наши современные реалии! Действие происходит то в пентхаусе «Гумилев», то в вонючей, старой квартире на Малой Бронной, то на Мальдивах , то в детокс-центре «Березовый сок» — и даже в хосписе «Волшебная гора».

Режиссер исследует тему человеческих пороков и страстей очень прямолинейно, гротескно, с упоминанием широко известных на сегодняшних день персонажей. Эти упоминания вызывают восторг и хохот публики в зале. Герои вспоминают «добрым словом» Владимира Путина, Михаила Мишустина, Владимира Урина, Никиту Михалкова, известного продюсера по фамилии Дробобыш.

У пианиста Теодора Курентзиса в спектакле даже есть отдельный монолог. Константин Богомолов говорит: «У меня ведь ровно эта история была с «Идеальным мужем», когда этому спектаклю предрекали один-два года жизни, потому что уйдут темы. Нет. До последнего времени, если бы не определенные события, как вы знаете, спектакль прекрасно жил. Этот спектакль наиболее близок к «Идеальному мужу», и в определенной степени это возвращение к той эстетике. Там есть, например, такой эпизод с Курентзисом Теодором, смех над таким явлением обожествления художника. А если, допустим, про Теодора — это невозможно, разумеется — забудут. Перестанет ли этот эпизод быть актуальным? Нет. Потому что главное там не имя, а само явление, когда публика и художник рассматривается как миссия. Мне кажется, что это совершенно не сатира. Я не знаю даже, кто может на эту историю обидеться. Когда я выпустил сериал «Содержанки», богатые люди, кто-то из них напрямую говорил, что это «про меня». Надо радоваться, что про тебя делают спектакль».

Главный герой спектакля — Егор Глумов (актер Кирилл Власов), бедный человек, живущий в старой квартире с мамой – любительницей бардовской песни и представительницей московской интеллигенции (Сергей Епишев), очень хочет построить карьеру и хорошо жить. Глумов ведет популярный телеграмм-канал «Лейся, говно», в котором жестко и цинично пишет об известных людях.

Глумова просят упомянуть в своем канале Нила Мамаева (Александр Семчев) — олигарха, миллиардера и владельца корпорации «Роскурица». Он муж высокой чиновницы Клеопатры Мамаевой (Наталья Щукина), которая плачет от суммы прожиточного минимума населения и занимается «благотворительностью». Протеже Мамаева — известный певец Курчаев (Григорий Верник) — мечтает о роли Раскольникова и о концерте в Большом театре, но вляпывается в историю с протестами и попадает за решетку. «Есть «человек-паук», а ты «человек-пук»», — говорит о нем разозленный Мамаев.

Один из главных персонажей спектакля – человек с Лубянки Крутицкий, то ли чекист, то ли ФСБшник (Виктор Вержбицкий). Он вершит судьбы, управляет народом и отчитывает зажравшийся бомонд. Он знает всё и про всех, ему не доставляет это удовольствия, просто так надо! Монологи Крутицкого — это отдельный восторг и восхищение! В одной из сцен спектакля Крутицкому звонит сам Константин Богомолов и приглашает на премьеру своего спектакля.

Дочь Крутицкого (Александр Волочиенко) — весьма своеобразная девочка, политическая, эко- и фем-активистка, представительница ЛГБТ.

Турусину (жену Крутицкого) блестяще исполняет неузнаваемый в этом образе Игорь Миркубанов. Эта женщина, остановит коня на скаку и войдет в горящую избу… Звонит самому Владимиру Владимировичу, читает книги «Секс души и Душный секс».

За отношениями этих необычных, но таких современных героев зритель будет наблюдать почти четыре часа с двумя антрактами. Константин Богомолов умудрился совместить Островского с Чеховым, Достоевским и даже Шекспиром. Дабы публика не удивлялась тексту из «Чайки», появляются субтитры: «Изуродованный текст Чехова», — и сразу всем все становится понятно! В спектакле нет загадок, есть сарказм, ирония (шутки про ЛГБТ, вакцинацию, чиновников, современное искусство), много не очень качественной развеселой музыки, иногда это напоминает КВН или популярный нынче стенд-ап. Но это не юмористическая передача, это наша жизнь… Если воспринимать ее серьезно, то можно сойти с ума. Улыбайтесь, Господа!

Следующие показы спектакля будут в конце октября! Вход в театр только по QR-кодам и при наличии чувства юмора!

Ольга Пчелинцева специально для Musecube

Фотографии Иры Полярной предоставлены пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.