О несправедливости жизни

О несправедливости жизни
Фото предоставлено пресс-службой театра

В Петербурге снова театральные гастроли. На этот раз гостями петербургских подмостков стал Камчатский театр драмы и комедии, представивший публике спектакль по пьесе известного ирландского драматурга и кинорежиссера Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан». Показ состоялся 14 сентября на сцене театра Музкомедии.

 

Действие пьесы разворачивается в суровой и глухой ирландской провинции, о которой местные жители отзываются не иначе, как «дыра». Круглый сирота, да к тому же еще и убогий калека по имени Билли – объект всеобщих насмешек и зуботычин. Живет с двумя тетушками, мучается от тайной влюбленности в главную грозу и хулиганку в округе, выпытывает правду о том, как и при каких обстоятельствах погибли его родители, любит наблюдать за коровами. Честно говоря, иных развлечений там и нет. И вообще тоска-тоской, болото-болотом. Все здесь идет, как по часам, ничто не нарушает заведенный порядок (привет Ларсу фон Триеру и его «Догвиллю»!). Новости подменяются слухами, да и сами новости весьма своеобразны (кошка подралась с гусем – сенсация, сенсация!). И вот так чудо – калека Билли внезапно уезжает в Голливуд, сниматься в кино (и да, сразу проскакивает мысль, не в тех ли самых знаменитых «Уродцах»?!). Но парадокс и феномен тоски по родине никто не отменял. Билли не может остаться в Америке, в этой чужой и неприглядной стране. Он снова в Ирландии, в окружении до боли (в прямом смысле слова) знакомых ему людей. Все возвращается на круги своя, а конец будет закономерно глубоко печальным. Или все же не совсем печальным – финал оставляет за собой право легкой недосказанности, позволяя зрителю самому сделать выбор развязки.

 

Что же можно сказать о пьесе «Калека с острова Инишмаан»? Каким-то неожиданно русским оказывается по духу ирландец Мартин Макдонах, этот похабник и скандалист от мира современной драматургии. В одной только данной пьесе можно легко найти мощные связи с Достоевским и Чеховым, проводить интернациональные литературные параллели. Край земли – он везде край земли, люди одинаково грубы и жестоки в разных уголках мира. Если выпала тебе судьба уродиться убогим, терпи насмешки и лишения. Но все же самые главные уроды – вот эти никчемные людишки, заурядные, глупые, пошлые обитатели ирландского захолустья. Вечное противостояние внешних и внутренних обстоятельств, рассуждение на тему «бытие определяет сознание», тонкая грань между уморительно смешным и отчаянно-горьким. Сама жизнь перед нами, и автор не боится показать нам ее с непарадной, неприглядной стороны. И при всех невыразимо печальных моментах – светлые лирические лучики искренних нежных чувств. Именно они-то и дают надежду на лучшее, надежду на избавление от повального мрака, который окружает нас (прямая цитата из Пола Маккартни вашему вниманию).

 

Постановка Олега Степанова, конечно, не лишена недочетов, шероховатостей и минусов, но достоинства в ней, пожалуй, все-таки перевешивают. Особо стоит отметить замечательные декорации, идеально подходящие к тем или иным сценам. Общее настроение серости и мрачноватой повседневности они выражают стопроцентно. Органично смотрятся в своих ролях актеры, музыка подчеркивает лейтмотив печали. А тот факт, что привез постановку этой пьесы в Петербург театр практически с аналогичного края земли, только придает ей дополнительной глубины и особого смысла.

 

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.