В Петербурге продолжаются гастроли Омского государственного академического театра драмы. 13 сентября гостеприимная сцена Театра на Васильевском стала местом показа спектакля «Отец» в постановке Павла Зобнина. Оценить постановку известной пьесы шведского драматурга Августа Стриндберга захотели многие петербуржцы – зал был полон.
Важно понимать, что «Отец» Стринберга – сама по себе такая вещь, с которой надо обращаться предельно аккуратно. Малейшее неловкое движение – перед тобой уже заурядная предсказуемая мелодрама. А вообще-то острых проблемных тем, обнаженных конфликтов там хватает с избытком: гендерный вопрос, кризис семейных ценностей, столкновение веры и атеизма, всеобщее вселенское непонимание друг друга. Смесь социального и философского изначально представлена автором в равных пропорциях. Но вот жанр обозначен автором как трагикомедия, и подобное обстоятельство играет как на пользу, так и во вред. Конечно, это увеличивает пространство для поиска свежих смыслов и оригинальных интерпретаций. Но следует быть максимально аккуратным: одно неловкое движение, как уже говорилось выше, и все может скатиться по наклонной, к пошлому плоскому упрощению.
В спектакле Павла Зобнина все действие решено в узнаваемых скандинавских бытовых обстоятельствах: прочные деревянные балки над головой, серый буфет винтажного вида, предрождественские венки, олени, разноцветные флажки и прочие праздничные украшения. Костюмы героев отсылают к прошлым временам, никакого осовременивания тут не предполагается. Сам спектакль берет свое начало с затакта: еще рассаживаются зрители в зале, а на сцене уже неспешно и молчаливо разворачивается действие. Незаметно возникает между героями непреодолимый конфликт (или же он просто наконец-то выходит из тени?!), и разгорается тот самый опасный пожар, который и губит в прямом смысле беднягу ротмистра. А зрителям остается лишь гадать, имела ли место здесь когда-то супружеская измена, была ли верна герою в браке очаровательная супруга Лаура, реальный он безумец или все-таки нет. Кто он, наш главный герой: безжалостный палач или невинная жертва, стоит пожалеть его или можно позлорадствовать над ним? Внятного ответа нет, подсказки и намеки отсутствуют. Акценты расставлены режиссером не настолько четко, чтобы сделать свою окончательную ставку на ту или иную интерпретацию происходящего. Упор на комичность тех или иных ситуаций, жестов, фраз здесь присутствует более чем очевидно, заметно снижая градус общего драматизма. Впрочем, до уровня штампованных антрепризных работ средней руки постановка, к счастью, не доходит. В конечном счете спектакль оставляет публику в странном внутренне растрепанном состоянии, когда невозможно до конца определить, о чем в первую очередь стала конкретно для тебя эта история, какой вывод из увиденного ты сделал, что же все-таки хотел сказать автор. С другой стороны, конечно, это и не заурядный урок литературы, чтобы именно так формулировать. Но факт остается фактом: дать однозначную оценку постановке, присвоить ей плюс или минус оказывается крайне сложно.
Актерская игра в «Отце» в целом не претендует на нечто невероятное, но отметить отдельные работы, безусловно, стоит. Анна Ходюн замечательна в роли истинно нордической красавицы с непростой судьбой. Олег Теплоухов интересно воплощает образ пастора. Душевно и мастерски играет роль старой кормилицы Маргариты Валерия Прокоп. И, наконец, Михаил Окунев – тот самый ротмистр, который от сцены к сцене открывается публике все новыми гранями личности, заставляя сидящих в зале испытывать широкую палитру разнообразных эмоций. А про что же все-таки эта история – каждый решит самостоятельно.
Марина Константинова специально для Musecube
Фотоотчет Алексея Егиазарова смотрите здесь
Добавить комментарий