Откуда и куда дует ветер

В петербургском театре «Мастерская» 12 марта случилась премьера – постановка «Фандо и Лис» по одноименной пьесе испанского драматурга Фернандо Аррабаля. Однако внимательный и преданный зритель в этом утверждении сразу же заметит некоторое лукавство, ведь первые показы случились гораздо раньше, пять лет назад, когда прекрасный курс Григория Козлова еще только выпускался из Театральной академии и о собственном театре на правом берегу Невы мог лишь мечтать. Тогда, в 2010-м году, спектакль «Фандо и Лис» стал дипломной режиссерской работой одного из студентов курса, американца с мексиканскими корнями Рикардо Марина, и, надо признать, работой необычайно удачной. Почему? Потому что горькая история, о которой метафорически рассказывает «Фандо и Лис», напоминает о вечном: о мужчине и женщине, о любви и страдании, о душе и теле.

Авторское определение «Фандо и Лис» – трагическая клоунада в одном действии, и этими словами определяется вся суть происходящего. Сыгранный блестящим актерским составом, спектакль представляет собой смешную «сказку» с несчастливым концом, которая легко и просто переносит публику в вымышленную реальность (примечательно, что единственное изменение, которое претерпела постановка по сравнению с вариантом пятилетней давности, – это ввод на роль Фандо Андрея Аладьина, выпускника Г.М. Козлова 2014 года). Конечно, спектакль, как и одноименный фильм, – это сюрреализм в чистом виде, но если киноверсия Алехандро Ходоровского в 1968 году являла собой образец эпатажа, то видение Рикардо Марина, напротив, совершенно лишено провокаций и структурно укладывается в традиционные формы камерных спектаклей, душевных и уютных. В этом смысле, «Фандо и Лис», несмотря на абсурдность содержания, остается очень близок общей идее добра и света, витающей в стенах театра «Мастерская».
В центре сюжета – странная парочка, то ли дети, то ли взрослые, играющие друг с другом в какую-то изощренно-извращенную любовь.

Юноша Фандо везет свою красивую парализованную невесту Лис (Арина Лыкова) в неведомый город Тар, куда еще никто никогда не доходил, но где совершенно точно обитает всеобщее счастье. Тар становится для них неким идефиксом, навязчивой идеей, призрачной утопией, несбыточной мечтой. Казалось бы, это всего лишь банальный мираж, но именно он упорно продолжает обманывать странников, заставляя их измываться друг над другом. По пути в Тар Фандо бесконечно любит и мучает Лис, они выясняют отношения и, наконец, встречают комичную троицу путешественников, ищущих то же место назначения. Забавные Намур (Евгений Шумейко), Митаро (Василий Щипицын) и Тосо (Илья Шорохов), словно сошедшие со страниц историй о муми-троллях, призваны олицетворять всю ту неразбериху и сумбур, что царят в сознании героя. Легкие, веселые, искрометно сыгранные эти герои вызывают невольный смех, сначала от общей комичности картины, а затем и от абсурдности происходящего. Они спорят, откуда и куда дует ветер, носят на себе матрасы, придумывают меры предосторожности и изучают мир с помощью перископа.

Шланг от пылесоса, большая вешалка, светящийся барабан – всё это заслуги художника Ольги Балашовой, органично оформившей сцену из различного мусора. Такое пространство переносит нас во вселенную детства, где из коробок и бумаг составляются города, а фантазии помогает им жить восхитительной (на самом деле, разрушительной) жизнью. Эти искусственные поселения, бескрайние и одинаковые, служат аллегорией того, что, в конечном итоге, героям оказывается некуда идти.

Можно сколько угодно описывать эти и другие достоинства спектакля или обсуждать то, как необычно его содержание в контексте прочих постановок «Мастерской», – это всё равно не передаст всей любви, вложенной создателями в спектакль, и катарсического настроения, накрывающего зрителей в финале. «Фандо и Лис», как и любой сюрр, надо видеть своими глазами и бережно, шаг за шагом, погружаться в него, чтобы окончательно завязнуть. В нем есть тоска и страдание по чистой гармонии, идеализму и радости, которую приносят отношения. «Фандо и Лис» – это наглядная демонстрация того, как слепы и жестоки могут быть люди в любви, как душат они всё светлое и чистое, и как очищают и избавляют страдания. Говоря словами Митаро, в этом спектакле, как и всегда в «Мастерской», чувствуется «целеустремленность в достижении правды».

Елена Бачманова, специально MUSECUBE
Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.