Петербург. Июнь. Жара!

Не удивляйтесь, природных катаклизмов не случилось. В Петербурге сейчас декабрь месяц. А вот в театре на Литейном – температура зашкаливает. 14 декабря играли спектакль «Жар» по произведениям известного публициста Татьяны Москвиной.

Фойе спектакля оживленнее обычного – на постановку привели школьников 8-9-х классов. Любопытно, рассказали ли им учителя, что их ожидает, или молодежь все так же уверена, что театр – это скучно? Только не трилогия о городе от Романа Смирнова. Спектакль «Жар» является последней частью триптиха, продолжая тему города «Квартирника» и «Тени Города». Под руководством этого талантливого режиссера молодые актеры театра в очередной раз представили перед изумленной публикой один из лучших своих спектаклей.

В программке – небольшая пометка — «флешмоб», и начало спектакля действительно напоминает «спланированную организованную акцию» — синхронные движения всех актеров под зажигательную музыку открывают действие.

На первый взгляд персонажи и события стремительно развивающегося действия совершенно не связаны с друг другом, кроме того, обнаруживается, что их такое огромное количество, что кажется, их уже никак не увязать в одну сюжетную линию. И действительно, в первой и второй части трилогии сюжета как такого не было, однако в «Жаре» четко прослеживается и сюжетная линия, и герои, образ которых прорисован столь тщательно, что не упущена ни одна мелочь. Не хватит и дня, чтобы рассказать обо всех.

phoca_thumb_l_02Вот полупьяная-полубезумная мать Инна Викторовна (Любовь Завадская), которой так стыдится сын Юра (Игорь Сергеев). Появившаяся буквально из ниоткуда сомнительная прохожая Эльвира (Полина Воронова) помогает им дойти до дома. «Заграничная» дамочка Клара Петровна (Ирина Лебедева) начинает разыскивать оставленного много лет назад сына; давно не видевшиеся товарищи — Федор (Савва Горлачев) и Максим (Сергей Колос) выпивают по кружке за знакомство; у старика преклонных лет умирает любимая собачка… а посреди города объявляется непонятный человек – Иван Космонавтов (Александр Безруков).

В центре действия — Федор – молодой революционер, бросивший вызов всему обществу. Цель его жизни — в постоянном бунте, его идеалы – честное и открытое негодование системой государства. Он искренне и беззаветно верит в то, что делает; и совершенно не замечает влюбленную в него активистку и журналистку Варю Панкратову (Ася Ширшина). Не видя или не желая видеть теплых чувств, Федор видит лишь желание «товарища» помочь «в нашем общем деле».

phoca_thumb_l_11Скрывают друг от друг свои чувства и Юра с Эльвирой. Их пара символизирует связь людей, принадлежавших к разным народам. «Русский, русский!» — девушка никогда не обращается к нему по имени, подчеркивая лишь его национальность. А она совсем даже не цыганка, а «коршарка» — жительница далекой сказочной страны. И словно оправдываясь, постоянно говорит о «доме в Горелово». Своем доме в чужом ей городе.

Инна Викторовна, мать Юры, при первом своем появлении на сцене вызывает лишь жалость, граничащую с презрением – таких пьянчужек мы видим каждый день… Но постепенно неприязнь сменяется пониманием: бедная мать цепляется за сына, который приводит в дом подозрительную незнакомку. Для нее Эльвира – не добрая девушка, привязавшаяся к Юре, а подозрительная особа, возможно воровка.

Во время ее монолога о втором сыне, ставшей жертвой несанкционированного митинга, в зале стояла звенящая тишина. «Он уехал на два дня…никому ничего не сказал… теперь говорят – десять лет». В наше непростое время на ее месте может оказаться любая. Политически активной молодежи становится все больше, и сколько потерянных от горя матерей ходит по улицам?..

phoca_thumb_l_15Ни жалости, ни сочувствия не вызывает Иван Космонавтов — он неприятен с первой минуты. Что-то подленькое в нем есть, какая-то червоточинка. Внешне он ничем не вызывает подозрений. Даже наоборот. Он очищает реки Петербурга от мусора, помогает девушке отомстить обидчику. Но при этом он внимательно исследует окружающую его среду. Все люди со своими достоинствами и недостатками – объекты его изучения. Черт, не иначе! «Куда вы без меня!» — зловеще ухмыляется он, раскрывая свою маленькую тайну.

Его особое внимание вызывает человек, охваченный идеей — Саша Гейнрихс (Игорь Милетский). «В качестве русского не стоит жить» — заявляет он и логически объясняет мечту о самоубийстве как о выходе из этого «омерзительного и тупого общества».

В этом обществе уже много, слишком много лет живет Иеремия Браун (Вячеслав Захаров) – питерский адвокат преклонных лет. И если поначалу он кажется выжившим из ума стариком, то постепенно выясняется, что его рассуждения весьма уместны и необходимы. Его монолог о возрасте заставляет многих задуматься. Мы действительно не любим старость, но не все способны это признать.

phoca_thumb_l_21Дряхлый старик оказывается центром действия — только в его силах признать «блудную» мать и соединить ее с сыном. Да, желание Клары Петровны сильно, но хочет ли этого юный бунтарь? Пачка купюр — хороший ли это инструмент для уговоров и первой проявлений материнской заботы? Поступок Федора логичен – и швыряя деньги в окно, он не принимает «взятки». Родственные чувства не появляются за один день.

Но пачка денег все же попадают в хорошие руки – их находят Эльвира и Юра. И маленькая мечта сбывается, и дети могут успокоиться во сне.

Дети минут никогда не поймут
Круговорота часов.
И придут на порог, и сломают дверь,
И расколют чашки весов.

Они не верят в победы добра над злом,
Как в победы зла над добром.
Они знают, что у них есть только серый день,
И они хотят жить этим днём.

— Песня Виктора Цоя в исполнении Полины Вороновой стала одним из украшений спектакля.

В отличие от предыдущих творений Романа Смирнова в этой постановке не так много вокальных номеров. В основном они звучат после просьбы Иеремии Брауна – «Анжела – концерт!» и принадлежат глубокому вокалу Татьяны Тузовой. Так, «Верю я» авторства Жанны Агузаровой органично продолжает и дополняет действие.

Завершает спектакль песня Анатолия Крупнова в исполнении Саввы Горлачева. Взяв в руки электрогитару, музыкальный руководитель спектакля напоминает зрителям, уже готовых подпевать, — в нашей стране все еще впереди и жить нужно сегодняшним днем:

И я, я остаюсь,
Там, где мне хочется быть.
И пусть я немного боюсь.
Но я, я остаюсь, я остаюсь, чтобы жить.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Театра на Литейном


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.