«Петровы в гриппе и вокруг него»: святочный рассказ в стиле Екатеринбург-пост-пост-мета-мета

петровы в гриппе

Театральный фестиваль «Новые люди» подходит к концу, и чем ближе к финалу, тем масштабнее (и длительнее!) спектакли. 30 октября сошлось как будто все: спектакль по современной книге современного автора про современный Екатеринбург в постановке Екатеринбургского же Центра Современной (и снова!) Драматургии на сцене московского Центра Драматургии и Режиссуры. ЦСД в ЦДР – забавное пересечение аббревиатур, отмеченное, впрочем, самими представителями ЦСД.

О чем «Петровы в гриппе…»? Возможно, кто-то читал оригинал Алексея Сальникова, а кто-то смотрел фильм Кирилла Серебренникова, но так или иначе, это произведение в виду своей экстраординарности в любой своей версии уже является узнаваемым. Кратко: Петров, обыкновенный автослесарь из Екатеринбурга перед Новым годом заболевает гриппом. Грипп настигает так же всю его семью: сына и жену, которая работает в местной библиотеке. Петров, чьим хобби является рисование комиксов (что говорит о его богатой фантазии, зажатой в тиски достаточно унылого жизненного пути), погружается в глубины своего подсознания, где ой что творится – и никто из зрителей уже не может отличить настоящий горячечный бред от реальности.

Актерам из ЦСД удалось передать на сцене настоящее безумие – это весь первый акт, наполненный сюрреалистичным бредом: здесь и Аид, в простонародье Игорь (Григорий Ильин), который встречает Петрова (Илья Калин) и отправляется вместе с ним на труповозке к преподавателю философии (Антон Бутаков), превращающегося в бане в древнего римлянина. Что из этого реально, а что нет? Здесь и совершенно абсурдный корпоратив хищных библиотекарш – пир сексуальной энергии под «Shortparis» (отдельное спасибо за выбор музыки!) в первобытном танце в багряных тонах, и караоке-баттл Агутина и Преснякова – в общем, все, что бывало и с нами в температурном бреду, где миры мифические элегантно вплетаются в реальность – так крепко, что не различить все самое упоротое и страшное, о чем вы боялись спросить.

Спектакль длится почти четыре часа, но все опасное и дикое на зрителя вывалят в первом действии. Получается такой немного Данте – ад, чистилище и рай. В чистилище Петров убьет (на самом ли деле?) известного писателя (снова Антон Бутаков, по совместительству главный режиссер), который еще перед началом всего безумия радостно раздает автографы всем желающим зрителям в катастрофически постмодерновой манере (например, автору сей статьи было велено завести троих детей от одного, максимум двух, мужей).

А что в раю? А в раю елка. Обычная уральская елка со всеми вытекающими самоцветами: утомившимся Дедом Морозом, Снегурочкой, которая собирается делать аборт, воспоминаниями Петрова (тут как будто вся жизнь пронеслась за пару минут), забытой сменкой Петрова-младшего (Алексей Чувашов), с которым отец будет вести диалог в том числе и из будущего – намек на то, как за буквально одну секунду пролетит жизнь и его сына. Пожалуй, это одна из самых проникновенных, жутких и лиричных в то же время сцен всего спектакля, его кульминация, задающая вопрос: а что есть наша жизнь на самом деле, если она умещается в десяток вопросов отца сыну? И как отрезвляется тон спектакля к его финалу – мы уйдем с ощущением пробуждения, освобождения от гриппозных галлюцинаций, окутанные «Зимним сном» Алсу и с чувством, что нам было, конечно, cтранненько, но кажется, это все такая правда про нашу с вами жизнь.

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Галины Глухоманюк можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.