Пиковая дама: скажи мне, кудесник, любимец богов

Когда в спектакле задействованы корифеи театра (особенно на ключевых для сюжета ролях), думающему зрителю стоит задуматься о том, как сие влияет на смысл постановки. Александр наше всё Пушкин в своей мистической повести писал о том, что всякое злодеяние, направленное на себе подобных, имеет некие последствия и способно фатально изменить жизнь преступившего черту: пошедший супротив воли высших сил становится обречен на одиночество и страдания в отрешении от мира сего. Не существует оправданий тому, что ведет к потере души человеческой.

Игорь Яцко, несомненно, ставил «Пиковую даму» в Театре им. Моссовета под Валентину Илларионовну Талызину. Сценического времени у Анны Федотовны, этой основополагающей фигуры, не так много, но ставка сделана также на голос — незримая графиня порой начинает звучать буквально отовсюду, окружая зрителя своей всепоглощающей харизматичной мощью и парализуя волю всякого, кто готов обнаружить намерение ее ослушаться. И даже видя задремавшую в инвалидной коляске графиню, зритель будет гнать от себя мысли, что книжная старуха выжила из ума и устала от этой жизни: о нет, она по-прежнему имеет до всего дело, она держит всех, что называется, в узде (и по доброй воле, тем паче, запретной тайны не выдаст).

Роковая для сюжета и самой графини встреча с военным инженером (Германна играет Станислав Бондаренко) отыграна с виртуозностью и высокомерностью приличий высшего света, кончина Анны Федотовны ставит столь однозначные знаки препинания, что следующая ключевая для повествования сцена отдана на откуп Дамам света и черной масти (Маргарита Юдина, Анастасия Тагина), ибо, в самом деле, не в почтенном возрасте Валентины Талызиной заигрывать с потусторонним всерьез (но каков поворот в расстановке сил!). К слову, и призрак на сцене отображен с помощью кукол, что на фоне стилистически выдержанной и минималистичной сценографии выспренного Петербурга (за него спасибо Наталье Авдониной) несколько выбивается из общей канвы (с другой стороны, как знать, что видится помутненному сознанию Германна?).

Исполнитель главной мужской роли отстраненно красив и более похож на вещь в себе (у Пушкина, кстати, он азартен и потому жаждет знать тайну трех карт не только лишь с целью поправить свое материальное положение и, затем, положение в обществе), в нем нет той мистической чертовщины, которая могла бы махнуть на него рукой общества: так, мол, бес попутал – нет, здесь тоже чуть иные мотивы и холодный расчет, на который не спишешь аффективное поведение.

Постановку можно было бы счесть классической, если бы не перечисленные выше обстоятельства, а также написанные специально для этих подмостков сцены из азартного прошлого Томской (графиню в молодости играет дочь Валентины Талызиной, приглашенная артистка Ксения Хаирова). Крайне скудные в повести эпизоды с мужем (Дмитрий Журавлев) и графом Сен-Жерменом (Виктор Гордеев) в спектакле решены более чем подробно, раскрывая, опять же, полнее центральную фигуру воспитательницы Лизаветы Ивановны.

Лизе (воспитанницу играют Ксения Комарова/Дарья Балабанова) достались самые визуально красивые сцены: и темнота анфилад дома графини, и зима с заложенной каретой и направленными потоками света фонарей, и переписка с предметом ее грез, Германном, и танцы, танцы… Она – светлый ангел, который томится под надзором графини и пугается всего, даже собственных мыслей — у нее нет и помышления быть героем повествования.

Спектакль, меж тем, несмотря на свою кажущуюся каноничность, действительно содержит много музыкальных фрагментов, каждый из которых имеет свою четкую задачу: и квартет музыкантов на левой стороне сцены с их виртуозной игрой, и офицеры (Поль Томский — Дмитрий Попов/Александр Яцко, Сурин — Андрей Анкудинов, Зорич – Павел Усачев, Нарумов – Александр Емельянов) с романсами и заявкой на псевдоинтеллектуальность, и горничные (и иже с ними) в лице Дарьи Балабановой, Лили Болгашвили, Екатерины Девкиной, Марии Колесниковой с их вездесущестью; миллионер Чекалинский (Александр Бобровский), к слову, обворожителен с камушком с серьге и работает отвлекающим маневром — чего стоит один только мотив солдатской песни из «Белой гвардии», от которого защемит сердце у давнишних поклонников театра!

Все эти легкость и бравурность, переданные и музыкальными составляющими спектакля, и сценографией, и стремительностью той самой трехдневной игры напоминают о главном: улыбка фортуны может оказаться фальшивой.

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть тут

А фотографии Ольги Тепловой — тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.