Подростки: инструкция по применению

Подростки: инструкция по применению
Фотография из официальной группы фестиваля «В смысле?!» ВКонтакте

Театр всегда с радостью принимал и продолжает принимать все яркое, активное, новое, необычное. Как по форме, так и по содержанию. Сложный мир подростков, со своими отдельными правилами и законами, вне всякого сомнения, достоин большого предметного разговора в пространстве театра. К счастью, существует проект, концентрирующийся как раз на этом – фестиваль «В смысле?!». Жаркие июньские деньки отметились в этом году отдельной лабораторией сайт-специфик спектаклей. Показов было не так много, но получившиеся работы отличались яркой оригинальностью и глубоким внутренним наполнением.

Спектакль-променад «Уделка. Голоса» (режиссер Екатерина Шихова) являет собой во многом воплощение живого и подлинно питерского духа. Не секрет, что для многих легендарная барахолка, культовый блошиный рынок – абсолютно великое место, пункт сборки и точка притяжения. Атмосфера там весьма своеобразная, конечно, но тем и притягательна эта локация для творческих и просто любопытных натур.

Неотъемлемая часть спектакля –  специальный чат в известном мессенджере, в который всем участникам  высылаются четыре аудиофайла. Прогулка стартует, и очаровательная проводница в белом – актриса Любовь Яковлева – ведет вас за собой в самое сердце Уделки и время от времени подает специальный знак, сигнализирующий, что аудио необходимо включить и внимательно прослушать. И незамедлительно происходит нечто удивительное: время словно бы сходит с ума, ломается,  путается, рвется. В ушах звучат отрывки из личного дневника советского подростка (по контексту можно догадаться, что действие происходит примерно в 60-х годах), а перед глазами проплывают артефакты минувших лет, выставленные на продажу. Рынок моментально становится живой open-air декорацией, а все без исключения предметы – внезапным реквизитом.  Случайно ли, продуманно ли (тут можно долго думать и фантазировать!) многие из товаров появляются в поле зрения как раз тогда, когда о них так или иначе упоминается в рассказе. Вот разномастные детские игрушки, а вот красочные ракушки – щедрые дары моря, тут старомодные платья в невиданном ассортименте, а здесь целая россыпь виниловых пластинок на любой вкус. Рынок становится то ли увлекательным аттракционом, то ли хитроумным лабиринтом – но в любом случае, никто не заблудится и не потеряется, ибо светлая таинственная проводница внимательно следит, чтобы таинственный мир блошиного рынка не увлек кого-то больше, чем требуется.

Что же до содержания дневника давно минувших дней – то оно окажется во многом понятным и нынешнему старшекласснику. Неохота в школу, лень готовить уроки, случилась первая мучительная любовь, никуда не деться от недовольства собой… Пожалуй, советский юный комсомолец и современный тинейджер смогли бы найти общий язык по многим общим пунктам. Или же болевым точкам, это уж как посмотреть.

Спектакль «Уделка. Голоса» получился удивительно бережным, органичным, безупречно продуманным, попадающим в самую глубь сердца. Возможно, причина кроется в том, что Екатерина Шихова раскрыла в этой работе свою максимально личную семейную историю, и тот самый трогательный дневник, наполненный рефлексиями, переживаниями, размышлениями, вел когда-то ее дедушка. Связь поколений перед нами, а время в очередной раз делает какой-то неповторимый хитроумный кульбит.

«Мир развязанных шнурков» (автор идеи, режиссер – Валерия Шарапова) – актуальный и максимально честный спектакль, провоцирующий (в самом лишь хорошем правильном смысле) на разговор, дискуссию, внутреннее проживание увиденного. Спектакль, призванный наконец-то забетонировать неизбывную пропасть между подростками и их родителями, стремящийся наладить поколенческий коннект. Создатели верят, что когда-нибудь это все же произойдет, и пресловутая проблема «отцов и детей» если уж не исчезнет окончательно, то хотя бы перестанет уподобляться в ряде случаев холодной войне. В основе лежат абсолютно реальные истории, воплощенные артистами, и попадание их в образы тинейджеров стопроцентное, веришь каждому слову, каждому жесту.

Подростки тоже люди (да, для кого-то это невероятная внезапная новость, если вы не знали!) со своими ощущениями, чувствами, желаниями, неотменимыми незыблемыми правами. Но не все, ой, совсем не все родители готовы с этим мириться… Непроработанные внутренние травмы, многолетние потаенные комплексы, старая добрая гордыня  – все это мешает старшим быть более чуткими и понимающими к собственным отпрыскам. Какой-то откровенной жести и/или чернухи здесь нет, но вы почувствуете локальную острую боль каждого из героев. Даже если речь идет о сорванном со стены постере. Ведь в этот момент маленький хрупкий мир подростка рушится напрочь. И что-то навсегда ломается внутри. А потом родители удивляются спустя годы, мол, что-то ребенок выросший мой со мной не жаждет общаться, в свою жизнь не посвящает, новости не рассказывает. При этом на каком-то неназванном уровне здесь везде незримым облаком присутствует любовь – зрители это отчетливо понимают и просто физически ощущают. Такая вот чуточку нелепая и неказистая любовь между, казалось бы, самыми близкими людьми. И от этого особенно больно.

Создателям «Мира развязанных шнурков» удалось вовлечь зрителей в действие: многие комментировали увиденное, тут же делились мнениями и эмоциями, примеряли на себя роли то родителей, то подростков – обратная связь оказалась на высоте. Несмотря на то, что формально спектакль можно было считать проблемным, он оставлял после себя только самые светлые мысли и ощущения, давая надежду на правильные перемены.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.