Древнеиндийские страдания

Древнеиндийские страдания
Фотография из официальной группы Малого театра кукол ВКонтакте

Малый театр кукол не так давно вновь доказал зрителям, что для этого уникального коллектива не существует никаких творческих преград. Абсолютно. Любой литературный материал, попадая в умелые руки причастных к локальному миру МТК, становится продуманной до малейших деталей работой, большим заметным событием, тонким художественным высказыванием. С легкой руки режиссера Чакчи Фросноккерса очередной выбор для грядущей постановки пал ни много ни мало на легендарный древнеиндийский эпос «Махабхарата». В результате получилось красочное мощное полотно, переосмысляющее великий литературный памятник.

Пересказывать даже по верхам, пунктирно и фрагментарно сюжет столь грандиозного произведения – дело, конечно, неблагодарное, ведь объем эпоса приближается к двадцати томам. Но столь же наивно думать, что на зрителя безжалостно обрушивается весь этот событийный массив. Выбрано, вычленено, выкристаллизовано лишь самое важное, а уже на основе этой сюжетно-смысловой концентрации  непосредственно и строится спектакль. Стержнем рассказа становится история о междоусобной распре, о бессмысленной братоубийственной войне между Пандавами и Кауравами.  Это задает постановке особый тон: мрачный, горький, кровавый. При этом повествование нельзя считать исключительно трагическим, там найдется место и любви, и прощению, и принятию. И в конце колесо сансары совершит свой очередной виток.

«Махабхарата. Игры богов» – такой спектакль, который в прямом смысле слова выходит за рамки. За рамки сценического пространства, имеется в виду. Действие максимально приближено к публике, актеры чуть ли не касаются зрителей – и это в наше-то время четкого выстраивания личных границ! Куклы возносятся-порхают над головами артистов, лица же последних скрыты бесстрастными непроницаемыми масками, лишь одни глаза и сверкают. В воздух то и дело взмывают яркие легкие клочки папиросной бумаги (то ли цветочные праздничные лепестки, то ли хлопья пепла с погребального костра – в зависимости от цвета).  В спектакле за счет комбинации разного типа кукол: от объемных до плоских, от больших до маленьких сменяют друг друга микро- и макромиры, каждый раз по-новому расставляются смысловые акценты. Человек – он кто? Значимая величина или пешка в игре сильных неведомых сил? Под силу ли ему преодолеть те или иные искушения, побороть темную свою сторону? А еще в повествование  время от времени вступают нарисованные изображения, ожившие картины, и зритель словно бы заодно смотрит нечто такое мультипликационное. При этом каким-то удивительным образом (не иначе боги постарались!) не возникает ощущения избыточности и/или перегруженности. Зато впечатлений и восторгов хватает сполна.

Музыкальное же сопровождение то заставляет почувствовать атмосферу концертов группы «Аквариум» благодаря напевным убаюкивающим мантрам, то вспомнить легендарного советского «Маугли» с его нервно-рваной музыкой Софьи Губайдулиной. К сюжету все как раз подходит идеально: то здесь мир и простое земное счастье, то наказания высших сил, то кровопролитные стычки между близкими. Это делает спектакль живым, причастным к актуальному и в то же время вечному.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.