Нужно быть отчаянно смелым или безумным, чтобы поставить в свой репертуар «Поминальную молитву» в один год с Ленкомом. Потому что для последнего — это легендарный спектакль, созданный Марком Захаровым с драматургом Георгием Гориным, последняя работа мэтров, реконструкция богатого наследия и прочая-проча-прочая…
Уже только этот рискованный шаг режиссера Георгия Долмазяна и худрука театра МОСТ Евгения Славянина вызывает уважение и зависть. Выпустить спектакль в условиях полной неопределённости, конкурировать с корифеями и получать награды. Так и хочется спросить: «А вам слабо?» После премьеры в 2018 году актриса театра МОСТ Людмила Давыдова* получила премию Московского комсомольца за роль Голды. Возобновлённый спектакль заставляет верить, что актёров ждут новые награды, а постановку — долгая жизнь.
И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто
Шолом-Алейхем
Работа над «Молитвой», как над любым проектом времён COVID, шла долго и непредсказуемо. Начинали, останавливались, не зная, смогут ли продолжить, делился после показа Георгий Долмазян. До последнего момента оставалось непонятно, в каком составе будут играть, и будут ли вообще. В итоге на премьере одну из ролей — мясника Лейзера-Вольфа — исполнил сам режиссёр.
Возможно, именно эти непростые обстоятельства, сделали спектакль живым и искренним, когда нет второго дубля, а есть только здесь и сейчас.
Хорошо, Цейтл, где нас нет. А поскольку мы теперь везде – где хорошо?..
Лейзер-Вольф
В деревне Анатовке живут русские, украинцы и евреи. Среди них Тевье — молочник. Он много и тяжело работает, по любому поводу имеет цитату из Святого писания, заботится о чадах и домочадцах. Грубый и неотёсанный деревенский мужик, и в тоже время человек с большой буквы, верный своему слову, жалеющих слабых. Сам впрягается в телегу, чтобы лошади было легче. Накормит голодного и даст приют бездомному. Бесконечно любит дочерей, потому что: «Счастье детей — счастье родителей!» Из текста в текст копипастят фразу: «Тевье мечтает выдать дочерей замуж за богатых». Откуда это взялось, ведь сам он несколько раз за пьесу повторяет, что мечтает о зяте «молодом и образованном, работящем». Мирную жизнь прерывают начавшиеся погромы и следующее за ними выселение.
— Идёт ко мне.
— Зачем?
— Учить моих девочек, этим, как его?… Французскими!
— Зачем?
— Ну Вы уж совсем, Ваше Благородие! У меня девчонки — три, на выданье. Ну придёт в дом посвататься богатейший человек, как его? Ротшильд! На каком языке мы ему скажем: «да»?
Разговор урядника с Тевье
На спектакль лучше идти компаний, или хотя бы вдвоём. Поле него вы выйдете переполненными цитатами, как словарь афоризмов, которыми надо будет срочно поделиться с кем-нибудь, кто в теме. Можете потом даже сыграть, кто больше запомнил.
— Умный ты человек, Тевль, хоть и еврей.
— Ваше благородие, кому-то надо быть евреем. Уж лучше я, чем Вы…
Диалог урядника с Тевье
Спектакль за два с половиной часа несколько раз меняет жанр. Начинается, как философская притча, превращаясь в комедию положения. Во втором акте это уже семейная драма, трагедия, наконец, исторический драма и снова комедия. На сцене минимум декораций, нет массовки, хотя изначально «Поминальная молитва» — пьеса густонаселённая (если посмотреть американскую версию, там Анатовка — почти Бродвей). В версии Георгия Долмазяна ничто не отвлекает зрителя от главного героя.
— Русский человек еврейского происхождения иудейской веры… Вот она, моя троица! Я ни от чего не отрекусь! Ни от земли своей родной, ни от веры предков! Зачем? Вы сказали: у нас Бог один! Это верно, батюшка! Бог один, но дороги к нему разные… разные.
Тевье
Всеволоду Брейтман-Гусейнову** в роли молочника Тевье веришь безоглядно, каждому слову и жесту. Когда он показывает на лошадь, которой в зале и в помине нет, оборачиваешься. Когда разговаривает с Богом — сочувствуешь. Когда прощается с дочерью — плачешь. Даже когда он молчит на сцене, смотрит в потолок (или в небо?), молится про себя — молишься вместе с ним.
Знаете, никто не хочет страховаться: не верят, что может быть хуже, чем сейчас…
Менахем-Мендл
Любой драматичный поворот «Поминальный молитвы» легко превращает в фарс один персонаж — Менахем-Мендл, родственник Тевье, мастерски исполненный Ильёй Кожухарем. У актёра получилось создать образ неунывающего бизнесмена и прохиндея. В первом акте он появляется на сцене в пальто с отпечатком ноги на спине, в протёртых туфлях, но с нерушимой верой в себе и свою счастливую звезду, и заставляет поверить в это зрителей. Благодаря ему печальный, в общем-то, финал пьесы не кажется такой уж трагедией. Все герои смеются, и зрители вместе с ними, а значит, несмотря ни на какие превратности судьбы, всё будет хорошо.
* * *
*Людмила Давыдова — заслуженная артистка РФ, актриса театра МОСТ
**Всеволод Брейтман-Гесейнов — заслуженный артист РФ, актёр театра МОСТ
Светлана Кириенко специально для Musecube
Добавить комментарий