Презентация сезона Театра Наций: театр как градообразующее предприятие

7 сентября 2023 г. Новое пространство Театра Наций распахнуло свои двери для представителей прессы во имя презентации сезона. Официальная часть началась со слов благодарности художественного руководителя театра, народного артиста России, Евгения Миронова — он подчеркнул, что какими бы ни были планы (а у этого театра они всегда «наглые и сумасшедшие») ничего невозможно без партнеров (включая СМИ и критиков) — самое главное, что театр обойден молчанием и неравнодушием, он растет, жив, нужен — и за этим ощущается большая поддержка.

С учетом особенностей репертуарной политики театра здесь каждый сезон необычен: порой переговоры с режиссерами длятся годами, и иногда это приводит к тому, что практически одновременно готовы к выпуску сразу несколько сильных работ.

Сезон 2023-2024 г.г. обещает 13 премьер: 3 на Большой сцене, 7 на Малой и еще 3 — в Новом пространстве.

«Тема у всех одна, время непростое», — а потому Основная сцена 15-17 декабря выпускает «Бориса Годунова» Петра Шерешевского (по А. Пушкину), где будут заняты Андрей Смоляков, Юлия Хлынина, Игорь Гордин, Виталий Коваленко, Данил Стеклов и др. Режиссёр «отлично владеет большой формой, имеет интересный стиль и не перестает удивлять». Смутное время будет перенесено в наши дни, в центр внимания помещены проблемы вины и возмездия, также обещаны сочетание лучших традиций сценографии и технологий кино.

14 и 15 мая 2024 г. Семён Серзин представит спектакль «Отцы и дети» (по мотивам романа Ивана Тургенева и пьесы Брайана Фрила «Отцы и сыновья»). Нигилист Базаров в некотором смысле стал ролевой моделью нескольких поколений, здесь же будет предпринята попытка решить его проблемы в любовной сфере.

25-27 июня 2024 г. режиссёр Юрий Квятковский и композитор Николай Попов в спектакле под рабочим названием «Музыка из ниоткуда» по мотивам «Советского Фауста» Булата Галеева расскажут о человеке, который добивался всего (и терял всё) несколько раз — их герой, Лев Термен, изобрел первый электронный музыкальный инструмент, сигнализацию, подслушивающие устройства, общался с Лениным, играл на скрипке с Эйнштейном, приятельствовал с Чаплином, сделал неприступной тюрьму Алькатрас, был миллионером в США, женился на темнокожей балерине, получил Сталинские премии и преподавал в МГУ.

Малая сцена начнёт премьерный сезон уже в сентябре: 25-27 сентября Данил Чащин представит «Последнее лето» (по киносценарию Анны Козловой) с Вениамином Смеховым, Юлией Пересильд / Еленой Николаевой, Михаилом Тройником / Дмитрием Чеботарёвым, Виталием Коваленко / Олегом Савцовым, Иваном Добронравовым/ Василием Бриченко и др. Действие спектакля происходит во время Первой мировой в финской Куоккале. Сын-подросток офицера с передовой обнаруживает дар гадать на картах таро — спокойствие и мирное существование покинули легендарный дачный поселок петербургской интеллигенции.

25-27 октября 2023 Светлана Землякова презентует «Наташу» (по Марине Крапивиной), здесь заняты Алена Разживина, Наталья Павленкова, Илона Гайшун, Леонид Тимцуник, Станислав Беляев, Александр Девятьяров, Николай Мачульский. Спектакль в какой-то степени перекликается с чеховскими тремя сестрами, но ожидается современная Москва с «драматическим социальным неравенством».

22-24 ноября 2023 г. Елизавета Бондарь в шекспировском «Макбете» при участии Михаила Тройника, Марии Смольниковой, Софьи Евстигнеевой, Виталия Довгалюка и др. будет исследовать различные переводы и сделает упор на звучание текста и сцены.

Февраль обещает постановку «Друзья» режиссёра Мотои Миура (Япония). Сергей Епишев / Олег Савцов, Кирилл Быркин, Александра Ревенко и др. будут рассуждать об одиночестве по абсурду Кобо Абэ. Своего рода, это зеркальное отражение октябрьской «Наташи» и при том — созвучие с нашумевшим к/ф «Паразиты».

В апреле кудряшовцы Влад Медведев, Давид Сократян, Камиль Гурбанов, Сергей Кирпиченок, Константин Бобков, Софья Шидловская, Серафима Гощанская, Елизавета Дамскер премьерят спектакль Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» (по Василию Аксенову) — до того творческая группа постановки отправится в экспедицию в Красноярский край, где родился и вырос автор романа. На историю путешествий героя к возлюбленной из соседнего села виртуозно будут нанизаны жизнь и смерть, радости и тревоги будней, познание мира вокруг и счастье бытия.

В мае сербский режиссёр Синиша Цветич покажет спектакль с рабочим названием «Нельзя разбудить притворяющегося спящим» (по Майе Пелевич): в основу положены размышления о свободе в современном мире по мотивам истории американского программиста, бывшего спецагента ЦРУ Эдварда Сноудена, который по стечению обстоятельств провёл три недели в московском аэропорту Шереметьево.

Завершающей сезон премьерой станет июльская постановка Дин Йетенга (Китай) «Я не убивала своего мужа» (по роману Лю Чжэньюня). Пока здесь заявлена только Мария Смольникова, которой, очевидно и предстоит переосмыслить запутанную историю героини XVII века по фамилии Цзинлянь, где нашлось место фиктивному разводу, тайной женитьбе бывшего мужа, грязным слухам и борьбе с бюрократией (а заодно и всем миром).

Новое пространство, обладающее своим собственным театральным кодом, откроет премьерный сезон 4-6 ноября семейным спектаклем-променадом «Как я стал художником» Дмитрия Максименкова и Дмитрия Мышкина (Театральная компания «Эскизы в пространстве»). Маршрут спектакля (который является результатом детской лаборатории и повествует о том, как воспоминания творческого ребенка могут стать настоящим искусством) будет проходить в том числе и через подвал этой сценической площадки. В спектакле заняты Маргарита Голошумова, Любовь Литвинова, Дмитрий Максименков, Никита Мальцев, Михаил Петрухин.

В 2024 году в Новом Пространстве Театра Наций стартует междисциплинарный проект «Слой», где фокус сезона будет сосредоточен на «изучении кинотекстов и слоя кино». Спектакли Максима Соколова («Мой брат умер», где заняты Агния Кузнецова, Грига Артеменко, Дарья Трухина, Леонид Бичевин) и Галины Зальцман («Молодость») имеют в своей основе киносценарии и фильмы Алексея Балабанова (Россия) и Фэна Сяогана (Китай). Принципиальным отличием проекта будет многослойность, поэтому в Новом Пространстве Театра Наций появятся не только спектакли, но и инсталляции, выставки, открытые встречи, концерты, посвящённые темам премьер. Куратором сезона стала художник Анастасия Юдина.

В рамках программы «Театр Наций – театрам атомных городов» в 2023 году будут организованы лаборатории творческого и технического направления в Северске, Озёрске, Балаково и Москве.

До конца 2023 года состоятся три выездные творческие лабораторий Театра Наций по современной драматургии: в Новоуральске (Свердловская область), Уссурийске и Владивостоке (Приморский край), Владикавказе (Республика Северная Осетия — Алания).

В сезоне 2023-2024 Театр Наций проведёт два крупных региональных фестиваля: Фестиваль театров малых городов России и «Театр Наций FEST» (он уже в седьмой раз пройдёт в Тобольске).

В марте 2024 года сцена Театра Наций будут предоставлена победителям XX Фестиваля театров малых городов России: «Лавр» Алексея Вотякова (Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина), «Папа» Дмитрия Акриша (Драматический театр г. Комсомольск-на-Амуре) и «Чёрная пурга» Филиппа Гуревича (Новокузнецкий драматический театр).

В июне Театр Наций снова проведёт Праздник уличных театров (Нижневартовск) в рамках Фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи».

В этом году впервые Евгений Миронов не излагал планы театра на грядущий сезон от и до самостоятельно: он представил директора Театра Наций Наталью Мазур и заместителя художественного руководителя Оксану Ефременко, которые и рассказывали большую часть озвученного выше.

 

Кроме того, в презентации приняли участие:
директор по связям c государственными органами ПАО «СИБУР Холдинг» Алексей Шахов; руководитель программы «Территория культуры Росатома» и советник Департамента по взаимодействию с регионами госкорпорации «Росатом» Оксана Конышева; директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева; председатель попечительского совета Фонда поддержки и реализации культурных инициатив «Синара» Михаил Попов — все они рассуждали о роли Театра Наций в современной культуре и подчеркивали, как много театр делает за пределами Москвы. Сентенция от Оксаны Конышевой о том, что театр — это градообразующее предприятие, прозвучала очень трогательно и была встречена шквалом аплодисментов от представителей прессы.

Позднее на Основной сцене прошла третья церемония вручения Премии Корша, где были названы лауреаты в 12 номинациях: «Дружба» (компания «Полюс»), «Преданность» (зав. репертуарной частью Кристина Кошкина), «Дебют» (актриса Софья Эрнст), «Надёжность» (зам. директора по эксплуатации зданий и сооружений Валентина Богатова), «Призвание» (члены худсовета Фестиваля театров Дальнего Востока Константин Кучикин и Анна Шавгарова), «Верность» (актёр Дмитрий Журавлев), «Музыка» (зав. музыкальной частью Анна Шавердьян), «Восхищение» (авторы выставки-путешествия «Балабанов» Сергей Сельянов и Татьяна Гетман), «Автор») (писатель, драматург Дмитрий Данилов), «Школа» (режиссёр Марина Брусникина), «Мастерство» (актёр Игорь Гордин).

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фоторепортаж Евгении Окниной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.