Приключения для взрослых и детей

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», – писал Антуан де Сент-Экзюпери в посвящении к своей повести «Маленький принц», и эти грустные слова сейчас так точно отражают окружающую действительность, где жестокие людские законы застилают добрый взгляд на мир. Но 14, 15 и 16 ноября в петербургском театре «Мастерская» какой-то волшебник беззаботно стер все возрастные границы, легко заставив больших и маленьких зрителей звонко и искренне смеяться над премьерой постановки «Том Сойер», созданной по роману американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера» режиссером Галиной Бызгу.

Пришедшая на спектакль уважаемая публика неожиданно перенеслась из чинно-культурного европейского Санкт-Петербурга XXI столетия в вымышленный американский городок Санкт-Петербург штата Миссури середины XIX века (как непременно написал бы Марк Твен, «не путать с Сент-Питерсбергом из штата Флорида!»). Галина Бызгу, на сегодняшний день являющаяся одним из наиболее интересных театральных режиссеров города и одинаково умело обращающаяся как с классическим, так и с современным материалом, на этот раз сделала всё, чтобы спектакль получился адресованным не только детям, но и всем многочисленным миссис, мистерам и мисс. Действительно, до, во время и после спектакля не было равнодушных и безучастных лиц, потому что «Том Сойер» вышел далеко за пределы сценического пространства.

Вчерашние выпускники курса Григория Козлова Академии театрального искусства, а ныне полноправные члены труппы театра «Мастерская», на эти три вечера превратились в непоседливых детей и настоящих взрослых из романа Марка Твена. Так, еще до «официального» старта спектакля в фойе играл настоящий джаз-бэнд, словно напоминая, что здесь и до Нового Орлеана совсем недалеко, а в зале Индеец Джо (Игорь Клычков) и Мэф Поттер (Андрей Аладьин) развлекали ребятишек, мастеря бумажные кораблики. А потом… Потом на сцене появился предводитель джаз-бэнда, отважный и независимый Гекльберри Финн (Дмитрий Житков), на плечи которого легли все заботы о живом музыкальном сопровождении спектакля, и озорной и любопытный Том Сойер (Гавриил Федотов), благодаря которому приключений хватило на два с половиной часа.

Жанр, согласно законам которого развивается «Том Сойер», завялен в афише как приключение. И это подтверждается лихо закрученным сюжетом, почти во всем повторяющим роман Марка Твена. Том Сойер пробует себя в роли руководителя и организатора, используя друзей для ненавистной покраски забора в погожий воскресный день, а потом подшучивает над любимой тетушкой Полли (Вера Латышева), пугая ее крысами, мнимыми болезнями и категорическим нежеланием ходить в школу. Том находит настоящего друга в лице Гека Финна и из-за него попадает в историю, где главную роль играет дохлая кошка. Дальше – больше: настоящее убийство и геройское разоблачение преступника, пиратская жизнь на острове на реке Миссисипи, страшное приключение в пещере и, конечно, первая любовь с очаровательной Бекки Тэтчер (Наталия Шулина). Своей бьющей через край энергией персонажи Марка Твена в исполнении молодых актеров с первых минут покорили весь зал, от мала до велика, и заставили зрителей почувствовать себя членами шайки Тома Сойера. Достоверность детского баловства и веселья достигала такого уровня, что в сцене на острове, когда маленькие пираты недоуменно спрашивали, кого ищет стреляющий по воде пароход, очаровательный зритель лет семи из первого ряда на весь зал ответил: «Вас!»

Постановки, своей универсальностью подобные «Тому Сойеру», явление достаточно редкое, потому как юмор и вопросы, с которыми создатели спектаклей для юных зрителей обращаются к детям, обычно не интересуют публику постарше. Но здесь, о чудо, нет никаких ограничений, и свою дозу удовольствия непременно получают все. Роман «Приключения Тома Сойера» уже давно стал культурным кодом, сохраняющим крепкую связь поколений: все ходили в школу, у всех когда-нибудь была тяга к авантюрам и странствиям, и уж точно все пытались хитрить перед старшими. В новом спектакле Галины Бызгу, помимо этих вечных детских мотивов, есть еще прекрасная эстетическая составляющая в виде декораций Елены Черновой и хореографии Николая Куглянта, благодаря чему постановка выглядит динамичной и разнообразной. Для каждого героя придумана своя пластика, каждая сцена сопровождается характерной деталью, подчеркивающей место и образ действия (школьная доска, кресты на кладбище или темные своды пещеры). Жаль только, что одна условность взрослого театрального мира остается неизбывной: нельзя встать со своих кресел и вместе с Томом, Геком и Бекки начать пританцовывать под ритмы настоящего новоорлеанского, но все-таки такого душевно-русского джаза.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.