Пять ленинградских вечеров: взгляд из Москвы

Гастроли такого театра, как «Ленком» — всегда событие, даже для Санкт-Петербурга, насыщенного собственными театрами и антрепризами.
22-23 марта в ДК «Выборгский» давали «Пять вечеров» — постановку Андрея Прикотенко по известнейшей пьесе Александра Володина. Пьеса пережила на своём веку множество воплощений — только известных наберётся с десяток, включая знаменитый кинофильм с Гурченко и Любшиным. Ленкомовский спектакль — достаточно новый, премьера состоялась чуть больше года назад, в феврале 2013-го.

В главных ролях — именитые актёры: Андрей Соколов (Ильин), Олеся Железняк (Тамара), Александр Сирин (Тимофеев), Наталья Щукина (Зоя).
Первое, на что обращаешь внимание, лишь только поднимается занавес — это оригинальность декораций, имитирующих нехитрый быт ленинградской коммуналки конца 50-х. Стена с ободранными обоями и проступающими сквозь них обрывками газет и кирпичной кладкой. Двухэтажная кровать с балдахином, старый «коммунальный» телефон на стене, видавшая виды табуретка… Основная часть декораций представляла собой, по совместительству, и экран, на который проецировались ключевые фразы пьесы:
5v
Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов.
Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится ещё нескоро.

Главный герой появляется на сценической площадке из снежного бурана, неотличимого от настоящего — отличная работа декораторов. И зритель переносится в коммунальную квартиру. Кстати, любопытно — в одноимённом фильме действие почему-то, вопреки замыслу автора, происходит в Москве, что, безусловно, лишает пьесу изрядной доли драматизма. Ведь именно Ленинград — город, переживший блокаду, город, хвативший в войну горя больше других… Дух этого, можно сказать, ещё послевоенного, Ленинграда, передан в спектакле очень хорошо. Судьбы героев неотрывно связаны с блокадой и войной, но они, как могут, приспосабливаются к мирной жизни.

Спектакль практически без отступлений воспроизводит пьесу Володина, действие условно делится на пять частей — пять вечеров, разделённых одним антрактом.

Главный герой, приехав в Ленинград с Севера, где он работает шофёром, встречает свою юношескую, довоенную любовь. И не желая признаться ей, что так и не закончил в своё время институт, представляется главным инженером на крупном заводе. Пять вечеров проходят в коммунальных комнатах и кухнях Ленинграда, позволяя зрителю окунуться в особенности быта, общественных и личных отношений, морали, человеческих устремлений того времени.

Пересказывать пьесу подробно не имеет смысла: практически каждый читал её или видел одну из постановок, а если нет — никогда не поздно приобщиться. Хочется отметить, что, несмотря на драматизм произведения, благодаря режиссёрским находкам, в спектакле немало весёлых моментов, когда зал взрывался от смеха. Например, сцена, в которой Зоя учит билеты к экзамену на повышение квалификации, вырванная из контекста, могла бы претендовать на юмористическую миниатюру. А сцена с перегоревшим в руках Тимофеева рефлектором многих заставила вздрогнуть от натуральности происходящего. Но в то же время, постановку нельзя назвать лёгкой для восприятия, и, в отличие от одноимённого фильма, спектакль несколько затянут (3 часа с учётом антракта).
5v2
Ильин кажется немного потерянным, несчастным, замкнутым в себе.
Есть ощущение, что он старше своих лет, но это, вероятно, ещё и потому, что Андрей Соколов, которому за 50, перерос эту роль по возрасту, ведь главным героям — около 40. Героиня же, Тамара, напротив, достаточно молода, энергична, как будто искусственно вжата в роль строгой и одинокой тётушки-общественницы, воспитывающей племянника-студента. Собственно, так оно и есть — война перечеркнула нормальное течение жизни этих людей, заставив играть совсем не свои роли.

В конце пятого вечера, уже после того, как Ильин признаётся Тамаре, кем и где работает на самом деле, зрителю при помощи проекции фотографий на стене-экране непрозрачно намекают, что на Север главный герой попал не просто так — именно туда, как правило, отправлялись отбывшие срок политзаключённые, а конец 50-х — время хрущёвской оттепели, когда многие из них смогли вернуться к нормальной жизни… Это режиссёрская вольность — в пьесе ничего подобного нет, разве что совсем уж между строк (Где человек может пропадать почти полтора десятилетия? Кто добровольно уедет из Ленинграда?). Но такой поворот добавил спектаклю драматизма и заставил зрителей подниматься со своих мест в глубокой задумчивости. После, разумеется, долгих аплодисментов и бесчисленных цветов актёрам и режиссёру, который вышел на сцену и сам аплодировал своей труппе.

Александра Смирнова, специально для MuseCube
Фотографии с сайта театра «Ленком».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.