«Русская народная почта» в театре МОСТ: про ветерана, смерть и марсиан

русская народная почта

— Вот жизнь дается через что человеку?

— Через что?

— Через разговор, встречи, людей, через общение. Общение!

«Баба Шанель», Н. Коляда

24 марта в театре МОСТ состоялась премьера спектакля «Русская народная почта» по пьесе драматурга Олега Богаева, режиссер – Георгий Долмазян.

Жили-были старик со старухой… нет, не у синего моря, а в обычном городе в многоквартирном доме. А потом остался старик совсем один и стал писать сам себе письма. Да не просто письма, а от имени то президента, то Ленина, то вообще марсиан и клопов.

Самое легкое – предположить, что герой просто не в себе и ушел от горя и бедствий, поразивших его, в мир фантазий. Повод-то существенный: человека понемногу лишили всего: жены, друзей, привычной страны, телевизора, даже еды (он живет впроголодь, пенсии отчаянно не хватает), словом перемолвиться не с кем. Но нет, Иван Сидорович Жуков (Сергей Шенталинский) выглядит совершенно нормальным и рассуждает вполне здраво. К такому человеку вы или я без опаски подошли бы на улице, чтобы спросить дорогу.

В чем же дело? У учителя Олега Богаева, Николая Коляды, есть замечательная пьеса «Баба Шанель» про старушек, оказавшихся в той же ситуации, что и Иван Сидорович, и нашедших просвет и глоток воздуха в выступлениях в ансамбле общества глухих. Вот бы и Ивану Сидоровичу в такой ансамбль, но у него даже этого нет: он один в своей клетушке, не считая клопов. А человек не может без общения. Смерть (Юлия Вергун) ходит-бродит около (тут даже не пресловутые «до смерти четыре шага», а почти вплотную), а он… шутки с ней шутит, сказки веселые рассказывает себе и ей. Недаром подзаголовок спектакля – «сказка для взрослых». Иван Сидорович цепляется за все, что ему в этой жизни осталось, – воспоминания, и вот там у него общения – вагон, там целая круговерть людей и событий, там нет равнодушия человеческого. Эдакое эпистолярное самовытаскивание из глухой тоски в придуманную жизнь, которая становится все более настоящей, затягивает зрителя, и в финале мне, зрителю, уже кажется, что они настоящие: королева, марсиане и пр., а соседи Ивана и остальной внешний мир – так, мираж.

Все люди и прочие фантастические твари, которые окружают героя, – это штампы, вернее сказать, мифы, засевшие в его голове со времен молодости. Английская королева (Екатерина Алексашина) – типичная базарная тетка, капиталистка, мечтающая оттяпать побольше (и капитализм, как прозорливо подметил Олег Богаев еще в 1995 году, таки побеждает). Друзей своих Иван Сидорович помнит и представляет совсем мальчиками, Ленин (Евгений Панфёров) такой, как бы сказать, карикатурный – из книжки, а не из жизни. Совершенно замечательная Любовь Орлова (Марианна Лемешко) – блистательная и в то же время такая смешная. Мне все артисты понравились! Хорошо пойманы образы. Внебрачный сын Гитлера, росгвардейцы, которые держат Ивана Сидоровича, пока тот разговаривает с президентом, королевские гвардейцы (одетые частично, зато с веслами), директор телевидения, смахивающий на Элвиса, файв-о-клочный чай королевы – очень забавно.

В общем, сказки Ивана Сидоровича поинтереснее некоторых настоящих жизней, и Смерть слушает их, слушает и все никак не решится прервать сказочника.

Нет, это история не о смерти и нищей старости и одиночестве российского ветерана. И не о сумасшествии, как я подумала, прочитав пьесу. В спектакле сквозь все эти грустные мотивы пробивается свет темы совершенно иной: воли к жизни, любви к жизни, неспособности предаваться унынию и страдать несмотря на обстоятельства. Поначалу героя (Ивана Сидоровича Жукова, напомню) невольно сравниваешь с чеховским Ванькой Жуковым или, например, каверинским Валькой Жуковым: он тоже любил окружать себя всякими существами, к которым остальные относились без понимания:) Невольно вспоминаются и «Записки сумасшедшего».  В финале же, когда хорошенько проникаешься чувствами героя, хочется сравнить его скорее с Маресьевым, которому ноги отрезали, а он плюнул на это и научился танцевать и смог летать. Думаю, жизнь Иванов Сидоровичей немногим лучше отрезанных ног… Вот так поколение, вот так люди! Такого жизнелюбия на десятерых хватит.

Не очень ясен финал. Иван Сидорович умирает? Или ему просто снится жена? Не совсем политкорректно получается с клопами, которые показаны как среднеазиаты-уборщики, столь привычные сегодняшним москвичам. А если в зале окажется один из представителей этих национальностей, не будет ли им обидно?

Так или иначе прошел лишь первый премьерный показ. Со временем спектакль, уверена, станет еще лучше, мелкие шероховатости исчезнут. Спектакль сделан с большой любовью, это чувствуется, юмора много, пьеса хорошая, актеры хорошие (большинство из них играет несколько ролей). Равнодушными вы из зала не уйдете, и послевкусие у «Русской народной почты» удивительно теплое и светлое. После этого спектакля хочется позвонить своим бабушкам-дедушкам, а если их уже нет, то хоть старушку через дорогу перевести или с бОльшим терпением относиться к вредным бабулькам-дедулькам из очередей:)

Марина Моисеева специально для Musecube

Фотографии Екатерины Гучок можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.