Самый бравый солдат Театра Российской Армии

Фотография с сайта театра

«Было время золотое, золотое, хэй!»

«Похождения бравого солдата Швейка» – одно из любимейших моих произведений во всей мировой литературе. Донельзя живое, оно так и брызжет искромётным юмором, едкой иронией, злободневной и всегда актуальной сатирой. Пожалуй, только Ярослав Гашек и Владимир Войнович могли писать о войне с юмором, не кощунствуя над болезненными темами, но очень умно и тонко издеваясь над государственной системой.

Поставить «Швейка» на сцене, на мой взгляд, должно было быть сложно – повествование разворачивается медленно, неторопливо, действий довольно мало, диалогов, пусть и гениальных, очень много. Однако режиссёр-постановщик Андрей Бадулин прекрасно справился с задачей, даже не задействовав особенно новаторских идей – разве что добавил пару цитат из «Ликвидации», на которые зал бурно и радостно реагировал. Ну а в целом получилось традиционное и очень приятное кабаре, сделанное с большим уважением к оригиналу. Даже декораций понадобилось не так много: лишь интерьер чешской пивной начала прошлого века, помпезный и вместе с тем трогательно уютный, и экраны со знаменитыми иллюстрациями Йозефа Лады.

Поклонники живой инструментальной музыки будут в восторге: на сцене звучат скрипка, контрабас, пианино и даже живой оркестр. Но с первых же секунд в воздухе, звенящем от звучных мелодий, жужжат голоса, шуршат сплетни о грядущей войне, и остро чувствуется напряжение. Становится без слов понятно: впереди тяжёлые обстоятельства и мрачные реалии полицейского участка, сумасшедшего дома, тюрьмы и фронта, в которых остаться невозмутимым сможет лишь очаровательный, наивный, исполнительный симпатяга Швейк.

Невозмутимость – одно из основополагающих качеств героя, что прекрасно удалось передать талантливому актёру Константину Денискину. Неунывающий в любой ситуации, неизменно жизнерадостный, он кажется глуповатым на фоне своих нервных сограждан – и всё же неизменно выходит сухим из воды, поскольку обладает той самой жизненной мудростью, без которой не пережить страшных событий. Но он не только прекрасный человек, он ещё и настоящий патриот. И пусть вместо линии фронта он попадает в сумасшедший дом – главное не цель, а благие намерения. Об этом замечательно рассказывает меланхоличный старый Швейк, которого замечательно сыграл Александр Чутко.

Изумительный фельдкурат Отто Кац получился у Юрия Сазонова. Он стал единственным артистом, выбравшим для себя лишь одну роль, но получилось так блестяще, что можно с уверенностью заявить: он не сыграл её, а прожил. В моменты, когда Кац предстаёт пьяным, невозможно поверить, что перед нами трезвый человек, однако спустя несколько минут мы действительно видим относительно трезвого человека – тут уже, если вспомнить старый анекдот, талант нужен, так что талант Юрия Сазонова не вызывает никаких сомнений.

Все, кроме него, исполнили по несколько ролей, иногда совершенно контрастных. Нелегко было узнать в хмуром заключённом Константина Днепровского, великолепно сыгравшего поручика Лукаша: кому не знаком типаж фронтовых франтов, всегда безукоризненно одетых, всегда подтянутых неисправимых донжуанов? Весьма хорош был Роман Богданов в роли как психа-симулянта, так и тайного агента полиции Бретшнейдера. А кто мог бы с такой лёгкостью перевоплотиться из баронессы в проститутку, как Наталья Курсевич?

Отдельно хочется отметить великолепные костюмы и соблазнительные танцы в исполнении Ольги Вяликовой и Елены Сванидзе. Стильно, ярко, горячо – всё как полагается кабаре!

Но самый главный плюс постановки – на мой взгляд, в том, что все, без исключения все персонажи вызывают симпатию, даже резко отрицательные. Как и в романе, в спектакле они выведены с большим чувством, и режиссёру в совершенстве удалось это передать. Взаимодействие с аудиторией было потрясающим, так что когда в самом конце Швейк, со свойственным ему доброжелательным простодушием, вышел на сцену, и, обратившись к зрителям, пожелал им никогда не терять надежды, я не могла не поверить такому персонажу и такой игре – я даже на время забыла, что это игра.

Александра Смирнова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.