Счастье — дело житейское

17 марта на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда прошел спектакль Житейское дело по одноименному рассказу Андрея Платонова. Постановка молодого режиссера Анастасии Имамовой вошла в афишу “Маски Плюс”, внеконкурсной программы фестиваля “Золотая маска”.

Маленькое пространство и отсутствие традиционной сцены в “черном зале” Центра имени Мейерхольда сразу же настраивает на домашний лад – а это как раз то, что нужно, чтобы воспринимать неспешное повествование платоновского рассказа.

Программка спектакля – серый листок, на котором изображены фрагменты тракторного чертежа и карандашом написаны имена всех, кто создавал спектакль. Минимум декораций, лишь несколько предметов, воспроизводящих атмосферу деревенского быта (художник-постановщик – Александра Дашевская, выпускница мастерской Дмитрия Крымова).

“Житейское дело” было написано Платоновым в 1948 году. Механик Антон Гвоздарев (Евгений Морозов) возвращается с фронта в полусожженную деревню в поисках своего одиннадцатилетнего сына Алешки (Олег Федоров). Жена Гвоздарева умерла еще до войны. Вернувшись, он узнает, что сын ушел из деревни искать отца. Гвоздарев решает идти дальше и попадает в дом Евдокии Гавриловны (Ольга Калашникова), вдовы с тремя маленькими дочерьми: девятилетней Марьей (Ирина Ильина) и восьмилетними двойняшками Ксенией и Грушей (Татьяна и Надежда Степановы). Евдокия Гавриловна сочувствует Гвоздареву и вызывается помочь ему найти сына.

Если в рассказе муж Евдокии возникает только в ее воспоминаниях, в этой постановке он — полноценное действующее лицо. Образ погибшего отца семейства воплощает Сергей Купчичев. Он начинает спектакль, долго всматриваясь в зал, нервно закуривая и пытаясь поделиться со зрителями какой-то очень важной мыслью. Потом он уходит в тень (в буквальном смысле этого слова, так как кулис в привычном понимании здесь нет) и наблюдает, как развиваются события в его семье.

В этот раз в роли Евдокии была Анастасия Имамова, режиссер спектакля, выпускница мастерской Сергея Женовача и актриса Студии Театрального Искусства. Эта замена в составе заставила еще внимательнее следить за ходом действия: каково это – играть в тобой же придуманном пространстве?

Овдовевших Гвоздарева и Евдокию роднит и то, что они оба механики. Он — по призванию (“Я был знаменитый механик!”), она – потому что война заставила (“Я землю трактором пашу. Без пашни не проживешь.”) Сцена починки трактора, во время которой Гвоздарев понимает, что успел привыкнуть к Евдокии и предлагает ей “организоваться вместе”, сыграна с юмором и будто делит и жизнь героев, и сам спектакль на “до” и “после”. А появление Алешки не оставляет сомнений в том, что теперь все они — одна большая семья.

В интервью газете “Экран и сцена” ректор Щепкинского училища Борис Любимов поделился своим впечатлением от спектакля: “Настя нашла текст, который, смею утверждать, 99 и даже 100 процентов зрителей не знают, не знают, что это за произведение и что с этими героями будет. И зал вслушивается в каждое слово, всматривается и пытается угадать, что дальше, а это дорогого стоит”.

Судя по реакции зрителей, те, кто все же читал рассказ Платонова, остались довольны его инсценировкой. У остальных же появился повод его прочесть.

Текст: Софья Тихомирова.
Фото: Маргарита Паймакова.

Полный фотоотчёт здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.