Солярис: фантастика на сцене

«О Солярисе, пожалуй, мы не узнаем ничего,
но, может быть, многое
узнаем о себе…»

Как сильно вам нравятся театральные адаптации ваших любимых книг? А сколько из них затмили оригинал в вашем сердце? Скажу честно, я со вторым столкнулась впервые.

10 апреля на сцене «Et Сetera» была представлена постановка «Солярис», завершившая гастроли Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (Республика Абхазия) в Москве. Для финального акта своих выступлений они приберегли самый экстравагантный и яркий спектакль. Нестандартен даже выбор первоисточника для постановки, ведь «Солярис» Станислава Лема признан классикой «тяжелой» фантастики, и воплотить его в реальность задача не из легких, однако Артём Устинов, автор сценической композиции и режиссёр, успешно с ней справился.

На сцене немного нудная и затянутая, перегруженная научными терминами фантастика с философским подтекстом превратилась в безумное шоу света и тени с неординарной хореографией. Именно нестандартный подход к световым эффектам и звуковому сопровождению смог создать атмосферу футуристичного, далекого космоса прямо перед глазами зрителей. Ответственность за это несут композитор Анастасия Дружинина и художник по свету Денис Солнцев, лауреат премии «Золотая маска». Но даже они не справились бы со своей амбициозной задачей без художника-постановщика Юлианы Лайковой.

Здесь стоит сделать небольшую ремарку и сказать, как блестяще эти талантливые люди одолели один из главных недостатков оригинального романа, а именно обилие исторических и научных фактов, которые нельзя опустить, так как они необходимы для дальнейшего понимания сюжета. Авторы решили действовать более тонко, чем писатель-фантаст, и ввели вторую сюжетную линию с учеными-соляристами, из диалогов и действий которых мы узнаем всю необходимую информацию.

Однако, оцените ли вы результат таких кропотливых усилий, зависит от того, как много вы готовы увидеть в зеркальной глади Соляриса под светом двух солнц.

Несмотря на то, что события происходят на выдуманной планете в неопределенном будущем, а загадочные происшествия случаются здесь на каждом шагу, история, действительно, близка и понятна каждому. Ведь это история о любви, сожалениях, постоянном поиске истины где-то там вдалеке, только не здесь, самокопании и самоистязании, и об очень простом поиске смысла этой обыденной жизни.

Центральной сюжетной линией становится именно философская, так как «звезды умеют смеяться» над простыми людьми. Строго говоря, живая планета не является неким абстрактным злом и злодеем этой истории, пускай и создала фантомов, ставших ночным кошмаром для ученых-исследователей. Все что она сделала – это лишь отразила и усилила человеческие мысли и слабости, как большое космическое зеркало. Другими словами, происходящее на сцене лишь деконструкция человеческого сознания, и что мы увидим, зависит только от нас.

«[Мы] Прилетели сюда такие, какие есть в действительности, и когда другая сторона показывает нам эту действительность — не можем с этим примириться».

Не менее интересна и любовная линия. Главный герой Крис Кельвин (роль исполняет Эмиль Петров) не может сбежать от ошибок и сожалений прошлого и решается улететь на далекую планету, чтобы с головой погрузиться в работу. Мог ли он предположить, что именно там, среди звезд, судьба преподнесет ему второй шанс, и он вновь встретит свою любимую Хари (Ирина Делбау)? Однако, это уже была не совсем она.

Только вот что вы сделаете, если узнаете, что ваша жизнь и все ваше существование — лишь инструмент в чьих-то руках? Сможете ли продолжить считать себя настоящим? А ваши чувства — они-то, безусловно, реальны? Ответ героя на все это прост – он в его искреннем признании в любви: «…Мы купим пазл из трёх тысяч кусочков и будем собирать его три тысячи лет».

Ксения Калиневич специально для Musecube

Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.