«Женитьбу» Гоголя, мне кажется, не ставил только ленивый театр. Но действительно: эта пьеса буквально просится быть воплощённой на сцене. Понятный всем забавный и бодро развивающийся сюжет, созвездие ярких персонажей, довольно оригинальный (для своего времени — особенно) финал — отсутствие хэппи-энда в искрящейся комедии… Такая классика всегда востребована, и посчитать сценические воплощения сочинения Николая Васильевича (хотя бы — имеющиеся в столице на данный момент) крайне затруднительно.
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос…
Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
Фотографии автора можно увидеть здесь
А фотографии Наталии Каминской — здесь
Добавить комментарий