«Старший сын» пермского театра «У Моста»: старые песни о главном

Фотография предоставлена пресс-службой театра

Пермский театр «У Моста» давно полюбился московскому зрителю. Каждые его гастроли в столицу – большое событие в театральной сфере. В этом октябре, как ни странно, обошлись без Макдонаха, хоть и создатель театра Сергей Федотов является главным популяризатором ирландского драматурга на российской сцене. Театр привез три спектакля: «Юнона и Авось», «Старший сын» и «Васса Железнова». Все три постановки были представлены публике на сцене театрального центра «На Страстном».

25 октября московский зритель увидел спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын» — сдержанный, классический и уютный. Сергей Федотов всегда начинает показ с личного приветствия, сокращая дистанцию между создателями постановки и публикой, делая акцент на том, что его театр не стремится осовременивать классику и экспериментировать. Это не звучит, как шпилька в адрес новаторов театральной сферы, а скорее как напоминание о том, что «У Моста» прочно заняли свою, особую нишу, и равных им в ней, пожалуй что, нет.

«Старший сын» — одна из лучших пьес Вампилова о доброте, искренности, человечности. О том самом человеке эпохи оттепели, который живет с чувством благодарности за мир в тени совсем недавно отгремевшей страшной войны. Именно поэтому люди оттепели так стремятся к миру, хотя бы внутри себя, своей семьи, внутри как минимум маленького провинциального городка, где разворачиваются события этой истории.

И эта эпоха у Федотова тоже становится как будто своим героем: еще в фойе (ведь театр начинается с вешалки!) звучит музыка 1960-х-1970-х годов, вызывая щемящее чувство ностальгии даже у тех (удивительно!), кто никогда в том времени не бывал. А лаконичные и очень реалистичные декорации даже не кажутся декорациями – как будто мы вместе с Бусыгиным и Сильвой тоже оказались в гостях у Сарафановых: под мягким светом абажура, среди деревянных настенных безделушек, с таким же яростным желанием быть кому-то нужным.

Ведь на самом деле пьеса не о том, как двое прохвостов обманули доверчивого старика, и даже не о том, как легко принять желаемое за действительное, и не о том, как одна случайная встреча может изменить судьбу (мы не знаем, как сложатся отношения Бусыгина и Нины, Вампилов дает нам открытый финал любовной линии этой истории), а скорее о том, как притягиваются друг к другу одиночества. О том, что человек человеку в первую очередь брат, а не волк.

И конечно, в этой пьесе есть место юмору, совершенно искреннему. Обычно Васенька, младший брат Нины, не самый яркий в спектакле персонаж, но только не здесь, не в исполнении Виталия Швеца. И обаятельнейший в своей наивности еще один второстепенный герой, который зачастую затрагивается постановщиками как-то мимоходом – курсант, несостоявшийся жених Нины, в исполнении Дениса Иванова.

Театр «У Моста» был и остается театром, в котором мастерство актера будет всегда на первом плане. Но чтобы достать из актера такую органику и искренность, режиссеру нужно немало потрудиться. А что в итоге: труды не проходят даром. Зритель, растроганный до глубины души, непременно отблагодарит криками «браво» и нескончаемыми стоячими овациями.

Юлия Зу специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.