Если за точку отсчета принимать дату премьеры «Юноны и Авось» на сцене «Ленкома», «вынеся за скобки» то, что сама рок-опера увидела свет все же гораздо раньше, — за истекшие 42 года существования этого спектакля с музыкой Алексея Рыбникова по либретто Андрея Вознесенского мир видывал достаточное количество различных постановок легендарной сценической истории Николая Резанова и юной Кончиты Аргуэльо.
Пермский театр «У Моста» нескромно заявляет свою версию не рок-оперой (как это было у «Ленкома»), но оперой-мистерией, однако, по сути, здесь кроется возвращение к истокам: спектакль Марка Захарова родился именно из предложенных музыкальных импровизаций Рыбникова на темы православных песнопений и предложенной в ответ готовой поэмы Вознесенского о любви 43-летнего русского графа к 16-летней дочери коменданта Сан-Франциско. Правда, надо отдать должное пермякам: именно Богоматерь (Анастасия Перова) и девичий хор, исполняющий схожие с православными напевами партии, являются сильными местами спектакля (в то время как не так чтобы идеально берущие нужные ноты прочие драматические артисты определенно имеют точки для профессионального роста — и «оперу» честности ради из афиш, пожалуй, стоит убрать, «музыкальная мистерия» вполне способна закрыть возможные возражения и не будет попирать истины).
Художественный руководитель театра «У Моста» и режиссёр спектакля Сергей Федотов свое декларируемое нежелание осовременивать классику и в очевидной попытке «отойти» от классической версии постановки изрядно осложнил решение главного героя, поскольку вместо ожидаемого и старательно романтизируемого десятилетиями харизматичного графа Илья Бабошин вынужден играть того самого Николая Петровича из бедной чиновничьей семьи без графского титула, которого можно представить, глядя на портреты исторического прототипа (правда, прототип и его любое сценическое воплощение имеют немного схожего, ибо в либретто не упоминаются расчет его первого брака на 15-летней наследнице иркутской компании купца Шелихова, первая русская кругосветка и провалившаяся дипмиссия в Японию, и прочая, прочая, что не могло не сказаться на характере героя).
Милена Хмылова (возлюбленная графа) в рамках рисунка своей роли и вокального старания отыгрывает свою героиню на все 100 — ей, по крайней мере, хочется верить, хотя и понимания, чем ее так заворожил Резанов, не случается (о калифорнийской скуке девушки с парижским воспитанием, а также навыках дипломата-переговорщика с 5ю иностранными языками умалчивали изначально), но факт: «Ожидание Кончиты» заставило многих искать носовые платки. Жених юной героини (Дмитрий Мурзаев) как минимум возрастом и темпераментом более чем соответствует партнерше, с которой любовная история так и не сложилась. Однако его дуэль на шпагах с русским графом и летящие во все стороны металлические искры старательно уводили фокус внимания от прочих составляющих спектакля в сторону тщательно выстроенного и качественного визуала постановки с минималистичном светом, щедрыми штормовыми выплесками «волн» на «палубу» и правдоподобными неуправляемыми поводьями судьбы.
…Впрочем, как и цитируется на сцене «авантюра не удалась»: через каких 60 лет после безвременной кончины Резанова Россия и вовсе за бесценок продала Америке Аляску вместе со всеми владениями Российско-американской компании, невзирая на все старания увековеченного театрами героя.
И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, долетевших оттуда.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фоторепортаж Наталии Каминской находится здесь
Добавить комментарий