Танцуя новое

В первую неделю июля в самом зените находится XVI Международный летний фестиваль современного танца OPEN LOOK, собравший вокруг и внутри себя на Новой сцене Александринского театра и в пространстве Санкт-петербургского Дома танца «Каннон Данс» самых интересных хореографов и исполнителей современности. Фестиваль, несущий в себе две взаимопроникающие части, образовательную и перформативную, направлен на «открытие глаз» не только самих танцоров и режиссеров, но и зрителей, для которых они работают.
По традиции, программа OPEN LOOK состоит из мастер-классов, результатом которых являются созданные за время их проведения совместные танцы, и индивидуальных показов приглашенных исполнителей. В этом году фестиваль существенно расширил свои национальные границы, и включает в себя целые три параллельные программы: RUSSIAN LOOK («Русский взгляд»), представляющий отечественные танцевальные коллективы, DANCE IS GREAT/BRITAIN («Танец – это Велико/Британия), посвященные перекрестному году России и Британии, и WORLD LOOK («Мировой взгляд»), в рамках которого в Петербург впервые приехали исполнители из США, Франции, Нидерландов, Китая и др.

Начало мастер-классов ознаменовало необычайно приятное представление TEACHERS GALA, гала-концерт педагогов Летней школы OPEN LOOK 2014, прошедший 30 июня на Новой сцене Александринского театра. Преподаватели, имена которых говорят очень многое в мире танца, представили гостям фестиваля свои этюды, наработки, импровизации, а иногда и совершенно самостоятельные моноспектакли, продемонстрировав высочайший уровень мастерства. Такие презентации служат лучшей рекламой мастер-классов, потому как сразу же хочется хоть немного приблизиться к мастерству хореографов.

Вечер 30 июня подарил собравшимся на Новой сцене зрителям по-настоящему летнее настроение, ведь крайне редко встречается такой интерес и дружеское отношение организаторов как к исполнителям, так и к зрителям. С первых трогательных слов основателя школы «Каннон Данс» и руководителя фестиваля Вадима Каспарова стало ясно, что все получится. Так и случилось. Футуристическим танцем «Проспект будущего» открыли гала-концерт Юри Дуббе (Голландия) и Каролина Манкусто (Аргентина), сложной и многоуровневой хореографией рассказав простую и понятную на интуитивном уровне историю о сложных взаимоотношениях в техногенном обществе. Черные юбки, пыль из кожаных перчаток и белые рубашки с разрезом на спине, сквозь которые проступала беззащитная человеческая плоть – тот связующий будущее и настоящее элемент, изменение которого неподвластно времени.

Продолжилось представление работой «Фавн (Конгруэнтность)» прекрасной француженки Паскалины Ноэл, исполненной на музыку «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси. То, что француженки изысканны и утонченны, известно всем, как и не подвергается сомнению особый шарм, присущий им. Паскалина Ноэл обладает умением выразить в танце сложную гармонию музыки Дебюсси. Сказочно-волшебное существо совершало свой отдых, и в форме его движений, пластике и проживании момента виделась совсем не женщина. Томный, ленивый, иногда пронзительно-резкий танец Паскалины Ноэл был способен очаровать и погрузить в прелестный мир древнеримских легенд.

Танцевальный коллектив из США Pearsonwidrig Dancetheater представил сразу две работы, показав ироничный и жизнеподражательный стиль своей хореографии. Начав веселой историей об отношениях молодой Пары («Вилка»), исполнители перешли к фрагменту из танцевального спектакля «Любопытное вторжение», исполненного большей частью коллектива. Американцы создали образы простых и искренних ребят, веселили жизнерадостными цветами костюмов и смешной пластикой, но за этой кажущейся веселостью и легкостью стоял огромный труд коллектива, который не боится фантазировать, меняться и искать.

Лаконичные и экспрессивные танцы представили голландец Джером Мейер и израильтянин Гил Харуш («Мороженное» и «Фер, ты здесь?»). Особенностью современного танца является не только привлечение предметов, но и свободная импровизация без оглядки на привычность формы. Гил Харуш, используя обычный стул, за пять минут создал рассказ о борьбе, одиночестве, сложности в отношениях и опустошающей любви, приблизив себя тем самым почти к физическому театру.

На контрасте выступил британец Секе Чемутенг-Венде, с первых же секунд очаровавший не только всех присутствующих в зале зрителей, но и, кажется, стены и даже воображаемые звезды, с которыми он разговаривал. Его основной инструмент – импровизация, и эта импровизация блестяща как с комической стороны, так и с хореографической. Секе Чемутенг-Венде обращался к своим потенциальным ученикам, совершал стремительные перемещения, пластикой (и внешностью) напоминая то льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар», то Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание», который Секе клятвенно пообещал прочитать через три года. Энергетика этого исполнителя прекрасно передавала ту доброжелательную, творческую, дружелюбную атмосферу, которая царила на Новой сцене.

После такого фееричного моноспектакля британца остальным участникам гала-концерта выступать пришлось нелегко, но они прекрасно вернули к себе внимание публики. Танец Ивана Переза «Утопая в пространстве» (Испания), фрагмент из проекта «Воины внутри нас» Рассела Адамсона и Нико Пакалена (Финляндия) и моноспектакль «The Modern Condition» Анны Озерской (Россия) были выполнены в серьезном настроении и наполнены сложной драматургией, переданной осознанной и выразительной пластикой. Глядя на них, приходилось только удивляться качеству исполнения, убедительности и безграничным возможностям физики танцоров.

Гала-концерт TEACHERS GALA хоть и не открыл весь фестиваль, но стал замечательным началом для недели мастер-классов. Всегда приятно видеть, что такие масштабные и долгоиграющие проекты делаются со стопроцентной самоотдачей и энтузиазмом на очень высоком уровне, и чувствовать, что везде присутствует душа.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.