Трагедия нашего уезда

dnb29 сентября на сцене Балтийского дома показали «Леди Макбет нашего уезда» по повести Лескова в постановке Кама Гинкаса в рамках ХXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».

«Леди Макбет нашего уезда» — первоначальное название повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Она должна была открывать цикл повестей о русских женских характерах. Сам Лесков называл эту историю мрачной. Кама Гинкас подхватил мысль Лескова и сделал ее еще мрачнее, создав для трагедии Катерины Львовны (Елизавета Боярская) яркий и драматический фон.

Ни для кого не секрет, что в русской глубинке могут твориться поистине Шекспировские страсти. В богатом купеческом доме тоскует Катерина Львовна, молодая жена при старом, бездетном муже. И тут на беду появляется молодой, красивый приказчик Сергей (Игорь Балалаев) Тут же на широком купеческом дворе разворачивается история любви между беззаботной Катериной Львовной и Сергеем. Катерину Львовну охватывает безумная, всепоглощающая страсть, которая толкает ее на хладнокровные убийства. Сначала свекра, потом мужа, а затем и вовсе ни в чем неповинного наследника Федю Лямина.

Сценография – купеческий двор в темных тонах, загруженный всякой повседневной утварью,уходящий в темноту. На стенах – иконы в образах. Очень хорошо иллюстрирует внутренний уклад жизни дома Измайловых утреннее чаепитие Зиновия Борисовича (Александр Тараньжин) и Бориса Тимофеевича (Валерия Баринова). Однообразная, закостенелая жизнь, повторяется изо дня в день и из года в год. Поэтому, страсть, внезапно обуявшая хозяйку, позволившая вдохнуть, наконец, свежего воздуха полной грудью, полностью выбивает ее из уклада этой жизни. Для нее не остается ничего святого, кроме безумной любви, к которой, в какой-то степени общество ее и подталкивает. Катерина Львовна готова на все, ради проснувшейся страсти.

Режиссер не просто так делает акцент на то, что это «наш» уезд. К сожалению то, что написал Лесков в середине XIXвека актуально и по сей день. И неизвестно, что страшнее, сами убийства, или отношение к ним «безликой толпы». В самом начале спектакля зритель видит серую толпу каторжан, вышагивающих спиной к зрительному залу. Толпа точно такая же бездушная и закостенелая, как и уклад купеческого дома.

У Елизаветы Боярской прекрасно получилось показать, как беззаботная и веселая Катерина Львовна превращается в хладнокровную убийцу. Логичность и естественность этого перехода пугает, не испытывая никакого страха и угрызений совести, героиня хладнокровно уничтожает все препятствия на пути своей любви.У нее отсутствует чувство жалости. Мир оказался безжалостен к ней, и она точно так же безжалостна к миру. Одна из самых сильных сцен, когда Катерина без эмоций отбрасывает своего новорожденного ребенка. Грань между добром и злом для нее оказывается стертой.

Жизнь Катерины Львовны заканчивается омерзительной женской дракой с Сонеткой, (в оригинальном сюжете она кидается вместе с ней в Волгу) на фоне все той же каторжной толпы. Униженная и брошенная Катерина продолжает свою борьбу без правил, сметая все преграды на своем пути.

Музыкальное сопровождение спектакля – Великопостное песнопенье Павла Чеснокова, усиливает контраст между набожным и устойчивым купеческим миром, и теми событиями, которые разворачиваются на его фоне.

Сам спектакль оставляет тягостное ощущение, несмотря на то, что режиссурой Кама Гинкаса можно только восхищаться. Постановка сделана качественно настолько, насколько это возможно, есть неприятная опасность проникнуться бездушностью этого чудовищного сюжета. Все-таки хочется верить, что история Катерины Львовны – досадное исключение, а не правило. Случайность. На сцене бытует только две точки зрения – доведенной до отчаяния женщины и немой и жестокой толпы, и та и другая одинаково неприятны.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.