Умение жить заново: «Севастопольский вальс» в театре «Поколение»

севастопольский вальс

«Севастопольский вальс, золотые деньки!» – при этих словах моментально вспоминается знаменитая мелодия Константина Листова из оперетты «Севастопольский вальс». Если кто-то и не знает о существовании оперетты, то конкретно эту арию не знать просто невозможно. Песня-воспоминание цепляет своей лиричностью и ностальгическими нотками.

Год назад Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» представил свою версию «Севастопольского вальса». Режиссёром, балетмейстером и автором инсценировки выступил именитый хореограф Егор Дружинин. Сама по себе пьеса оперетты драматична. Это не классическая оперетта, в основе которой лежат жизненные коллизии и комедия положений. Помимо того, что первое действие разворачивается во время героической обороны Севастополя, герои истории переживают глубоко личные драмы. Лейтенант Дмитрий Аверин переживает предательство жены… Нина мечется в своём выборе мужчины… Любаша испытывает безответное чувство… При этом все герои взаимосвязаны между собой и создают максимальное эмоциональное напряжение. Это не комедия положений, а драма положений! Не зря жанровое определение постановки в театре «Поколение» – это «музыкальный спектакль». Музыка – часть драматургии, однако и драматические сцены здесь немаловажны… при том, что это партитура 1961 года! Более 60 лет история не теряет своей актуальности, ибо она вечна. Здесь обстоятельства войны не являются главными… Главное – это любовь и её сила.

Актёры театра «Поколение» невероятно синтетичны. Аверин в исполнении Артура Мухаметдинова – это истинный герой с метаниями и поисками смыслов. Ирина Лесных в образе Любаши – искренняя любовь и откровенность для окружения. Зинаида Громоздина в образе Нины смекалиста и последовательна – не зря актриса получила номинацию за «Лучшую женскую роль второго плана» на фестивале «Музыкальное сердце театра». Да и сама постановка была представлена в номинации «Лучший спектакль». Ну и как же не упомянуть самого весёлого и позитивного персонажа?! Это тётя Дина в исполнении Анны Альт, создающей образ любящей и заботящейся обо всех вокруг мудрой женщины, понимающей истинные ценности этого мира.

Сам театр расположен в здании бывшего кинотеатра и словно бы мистическим образом во многих постановках задействуется экран на заднике сцены. Он очень чёткий и технологичный. Вот и музыкальный спектакль «Севастопольский вальс» разворачивается не без его участия. Первый акт – это залитое красным огнём войны небо над морем… картинка фактически не меняется, однако умеет устрашить. На двух уровнях расположились военные палатки, среди которых разворачивается драма Аверина. Второй акт – это мирное голубое небо над севастопольскими набережными, где продают мороженое и радуются спокойствию. Этот контраст, который очень ярок благодаря экранной картинке работает несмотря на свою простоту (сценограф – Вера Никольская).

Художник по костюмам Яся Рафикова своими нарядами словно переносит нас на машине времени в те далёкие времена – строгая форма военных и воздушные женские платья элегантны и выдержаны во всех нюансах.

Прелесть «Севастопольского вальса» состоит в том, что оперетта не нуждается в приёмах актуализации – здесь на историческом фоне представлена частная драма, способная случиться с каждым. Любовь и предательство. Война и мир. Это история о возможности начать жить заново – под мирным небом и с другим человеком.

Владимир Демин специально для Musecube
Фотографии Светланы Горло можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.