Мое любимое театральное занятие – походы в новые (для меня) театры. Небольшие, созданные группой друзей и единомышленников. Теплые и душевные. Которые потом разрастаются, обретают новых друзей, новых артистов. Которые зрители передают друг другу, как ценный подарок. В которые ходишь, как в гости к близким людям.
В этот раз мой путь лежал в театр «Чё», пригласивший зрителей в КЦ «Хитровка». Благополучно заблудившись в московских дворах с отказавшимся работать навигатором, бесконечное количество раз повторив: «Ну кто так строит?!» – я дошла до долгожданных дверей. И вот оно! Приятные сотрудники, встречающие тебя с искренней, не дежурной, улыбкой. Уютное фойе. Небольшой комфортный зал со сводчатыми кирпичными потолками. И как-то сразу все располагает к себе, сразу чувствуешь себя на месте. Нет ощущения твоей чужеродности и несовместимости. Хотя такое иногда происходит в незнакомых театрах.
Перед спектаклем несколько слов, с улыбкой и легким волнением, сказал режиссер Евгений Балтин. Ещё раз озвучил, что предпоказ – это ещё не готовый спектакль, а репетиция на зрителя. В таком случае репетиция была блестящей!
Для меня «Утиная охота» Вампилова – очень сложное произведение. После фильма не хотела больше смотреть ничего (и сам фильм в том числе). Слишком сильно, без шор, без отступлений показана одна из сторон жизни.
Хоть и написана пьеса в 1967 году, но она совершенно не потеряла актуальности. Скорее даже, сейчас она еще более остра: когда обесценивается любовь, дружба, семейные отношения. Когда с легкостью отбрасывают «ненужных» людей.
На сцене темно и пасмурно. За окном дождь. Такое же пасмурное настроение у главного героя Виктора Зилова. Скоро отпуск, сезон утиной охоты, а погоды нет, и неизвестно, состоится ли поездка. Темно и вязко на улице. Темно и муторно на душе. Ощущение ненужности и тоски. Каждый переживает такое состояние по-разному. Виктор распыляет жизнь на пьянки, женщин, собутыльников, которые зовутся друзьями.
Этот персонаж я ненавижу всей своей душой. И не надо говорить красивых слов о «мечущейся душе», о «поисках себя». Зилов живет только для себя, только для своих удовольствий, легко наступая на близких, растаптывая их чувства. И недоумевая, почему на него обижаются.
Александр Туравинин проживает своего героя на всю катушку. После “общения” с этим Виктором хочется не только помыть руки, но и вызвать ему психиатра. Единственное светлое пятно для Зилова – это охота. Да и в ней он не преуспел.
Галина. Алина Туравинина делает ее, возможно, более сильной, чем в пьесе. Но все же, это женщина, которая, до последнего, верит своему мужу. Не потому, что действительно верит, а потому, что хочет верить. Осталась у нее ещё любовь к нему. Последние капли, но Галина бережет их, надеясь непонятно на что.
Саяпин. Лучший друг Виктора. Эрик Галлямов играет не очень уверенного в себе, улыбчивого, немного рассеянного подкаблучника. Вроде, это друг, но он сдает Зилова сразу же, как только дело касается квартиры. Не берусь его осуждать. Получить квартиру всегда было сложно, ради этого могли и прогнуться, и предать. Но противно.
Жена Саяпина Валерия. В исполнении Ирины Щениной это энергичная, уверенная в себе молодая женщина. Она держит на коротком поводке мужа. Она из каждой проблемы может сделать конфетку и съесть ее. Легко прогнется и будет лебезить и поддакивать, если это приблизит получение квартиры.
Вера. Любовница Зилова, которая ему уже надоела. Вроде бы разбитная, не очень обращающая внимание на моральные устои. Но у Ксении Бевзовой героиня получилась цельнее и умнее всей этой толпы. А ее обращение ко всем «алики» как нельзя лучше характеризует ее окружение.
Кузаков. Приятель Зилова. Этого человека мы видим реже других. Он замкнут, рассудителен, спокоен. Наверное, поэтому они с Верой нашли друг друга. Есть в них то, что их объединяет. Но у Алексея Нечепуренко Кузаков еще и прекрасно поет!
Кушак Вадим Андреевич. Начальник Саяпина и Зилова. Мои восхищения Георгием Николаевым! Вадим Андреевич настолько узнаваем! Нужно и начальником быть, и выпить с «аликами» хочется, и Веру тоже хочется! И все это с застенчивой улыбкой, с бормотанием: «Неее, я неее…» И так гадко смотреть на него.
Единственный более менее светлый персонаж пьесы – это Ирина, в исполнении Евгении Гурановой. Юная провинциалка, студентка, встретившая, как ей кажется, принца. Такого доброго, хорошего, влюбленного в нее. Но, постепенно, принц превращается в то, что он есть, и у девочки, пусть не сразу, но хватает сил уйти от него.
Добралась до своего любимого персонажа. Дима, официант. Тоже приятель. Именно с Димой Виктор собирается на охоту. У Алдара Когаева Дима как бы дружит со всеми – и как бы находится в стороне. Он точно знает, что ему нужно. Он не разменивается на выпивки и последующие драки. Но может и сам ввалить, что мало не покажется. Если достанут. А потом снова станет спокойным наблюдателем.
Пьеса мрачная и безрадостная. Здесь нет положительных героев. Кто-то нравится больше, кто-то не нравится совсем. Но противны все. Пьеса о безразличии к себе и окружающим. О предательстве себя и близких тебе людей. О легком оправдании себя – виноваты все вокруг кроме себя, любимого. О том, что нельзя сделать человека счастливым, если он этого не хочет.
Повторюсь, пьеса сложная, играть ее нелегко. Тем больше радуюсь за театр «Чё». Ему удалось показать все это безрадостное существование людей, заковавших себя в ложь, лень и пьянство. Но при этом, заставив зрителей, периодически, улыбаться.
Благодарю режиссера Евгения Балтина за его видение пьесы. Художник Саша Дёма и видеохудожник Михаил Купрыгин сотворили волшебство!
И еще один участник спектакля – аккордеон! В руках молодого артиста Никиты Кузнецова он был живым, дышащим, говорящим. Он был полноправным участником спектакля.
Я нашла в спектакле положительного героя! Это аккордеон!
Елена Иващенко специально для MusecubeФотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь
Добавить комментарий