Вахтанговская школа шагнула в новый век

Дорогие мои!
Если б вы знали, как вы богаты.
Если б вы знали, каким счастьем в жизни владеете…

Е. Б. Вахтангов, 1915 год

Вековой юбилей отметила знаменитая Вахтанговская школа – театральный институт им. Б. Щукина. Датой создания Школы принято считать 23 октября 1914, день, когда Евгений Багратионович Вахтангов прочел своим студийцам лекцию о системе К.С. Станиславского. Для занятий студийцы во главе со своим Учителем сняли квартиру в Мансуровском переулке (что между Остоженкой и Пречистенкой). Вахтангов не уставал повторять: «ТЕАТР – ПРАЗДНИК. В студию надо приходить праздничными. Нужно, чтобы в душе художника звенели серебряные колокольчики! Или огромные колокола! Нельзя творить искусство в обычном, повседневном, будничном самочувствии!» — в таком праздничном виде и был увековечен Евгений Багратионович около здания института. Открытие памятника Учителю состоялось за неделю до празднования столетия школы.
Основная суть студийности, о чем часто повторял Вахтангов – держать цепь, чего, собственно, и придерживаются нынешние студенты и выпускники института. В очередной раз эта «цепь» замкнулась в театре им. Е.Б. Вахтангова на праздновании векового юбилея училища.

В этот праздничный вечер в театр съехалось множество выпускников училища разных лет: Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Этуш, Юлия Борисова, Наталья Селезнева, Лидия Вележева, Александр Олешко, Нонна Гришаева и многие другие знаменитые его выпускники. Чтобы перечислить всех, кто пришел, понадобилась бы ни одна страница.

Корреспонденты MuseCube воспользовались случаем, решили узнать, какие главные правила вынесли из стен Щукинского училища его знаменитые выпускники. Нонна Гришаева говорит, что обязана педагогам тем, что именно в стенах института ей объяснили, указали, показали – она именно характерная артистка. Лидия Вележева считает, что училище учит любить свою профессию всем сердцем и душой, педагоги учат создавать роли так, что зритель до конца верит, что твой герой – это ты и есть, а за пределами картины удивляется, насколько точно сделан герой – совершенно не узнаваемый в настоящей личности Артиста. Александр Олешко сделал для себя вывод, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и жизнь – праздник, театр – это радость, учение – это счастье. А учеба Виктора Добронравова привела его к такому правилу: «Священнодействуй или убирайся вон!». Ректор Щукинского училища считает, что студенты и выпускники за время учебы должны понять, что нужно жить – не зазнаваться и учиться ставить перед собой большие серьезные цели.

В театре праздник: отовсюду слышатся радостные разговоры, льется смех, сияют улыбки. Перед началом вечера Владимир Владимирович Иванов, режиссер праздничного концерта, созывал гостей в зал колокольчиком, что создавало особую, домашнюю атмосферу, возвращало в прошлое.

Праздничный концерт проходил в стиле экскурсии по Выставке Достижений Народного Хозяйства. Из павильона в павильон провожал гостей экскурсовод – главный натуралист России Павел Любимцев. Выставка открылась памятником «Рабочий и колхозница» в исполнении Анны Дубровской и зав. кафедрой режиссуры Михаилом Борисовым.
Ректор Щукинского училища – Князь Мессинг, он же Вольф Князинг, он же Евгений Князев, перевоплотившийся в магистра всех возможных и невозможных парапсихологических наук, рассуждая о своих феноменальных способностях, начал вечер:

Без напряженья, должен вам сказать:
Могу предметы я передвигать.
Удар меня не свел на днях едва,
Я посмотрел на расписание устало:
Речь передвинулась на место мастерства,
А мастерство на место танца встала.
Еще мой уникальный дар таков,
Что я везде вхожу без пропусков:
В любую дверь.
И что особенно приятно,
Без пропусков я захожу обратно.
Еще могу ладонь над книгой подержать,
И содержанье не читая рассказать,
Но это пустячок…
Студенты, точно знаю, сдают предметы, тоже книг не раскрывая…

Все это звучало под загадочную, интригующую музыку из уст взъерошенного Князинга.
Вахтанговцы в этот вечер вспомнили великих ушедших мастеров, порадовались заслугам и достижениям своих коллег, вспомнили ушедших в мир иной в этом году выпускников. Парадом детишек с именами новорожденных малышей поприветствовали семьи, в которых в этом году родились дети. Громкими аплодисментами приветствовали выпускников юбилейных годов, начиная с 1954 года.

Вахтанговская школа представляет и объединения студий различных стран: ВДНХ без фонтана «Дружбы народов» быть не может, так и вахтанговская школа не смогла обойтись без своего «фонтана», в котором представлены народы, у которых были и есть студии при театральном институте: канадцы, молдаване, украинцы и многие другие.

Под девизом «Нет юмора и темперамента» на сцену поднялся «ошибка набора» – Геннадий Хазанов. Тогда, при поступлении в 1963 году, Александр Ширвиндт посоветовал ему идти в ГУЦЭИ – «Есть такое заведение – компенсация для бездарных». Вспомнив это, Хазанов начал свое выступление с цитаты: «Как сказал мудрец Коэльо, ничего в мире не бывает совершенно ошибочного. Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время». Говоря про Ширвиндта, Хазанов не обижается: «Дай бог ему здоровья, вот он сидит во втором ряду. Спасибо вам большое, что не взяли, а то… работал бы сейчас в драматическом театре и ждал бы гранта…»

Через некоторое время после выступления Геннадия Хазанова на сцену поднялся сам Александр Ширвиндт. Как любой «Щукинец» Александр Анатольевич обладает отличной самоиронией: «Этот юбилей какое-то радостно-грустное событие. Недавно мне исполнилось 80 лет, потом отметили 90-летие Театру сатиры, а сейчас 100 лет училищу. Поднабрал!»

Не обошлось без перевоплощений: Нонна Гришаева вышла в образе Ларисы Гузеевой из программы «Давай поженимся», Валерия Ланская предстала перед зрителем Ильей Авербухом, а Александр Олешко, появившийся на сцене в образе Елены Малышевой, отметил, что актер – это не профессия, а диагноз, ссылаясь на примеры из «Уроков актера над собой» К.С. Станиславского.

Кульминацией вечера стал выход Юлии Константиновны Борисовой и Василия Семеновича Ланового в образах Принца Калафа и Принцессы Турандот (из одноименного спектакля «Принцесса Турандот», который долгое время являлся визитной карточкой театра). Только тут они сыграли «Турандот» наоборот: Лановой загадывает принцессе загадку. По словам артиста, если принцесса не отгадает, голову отрубят тому, кто всё это придумал, то есть – ведущим. «Такие головы не хочется рубить», – с улыбкой говорит Юлия Борисова.

Вечер завершает «новогоднее обращение президента» – на экране появился художественный руководитель института Владимир Абрамович Этуш, как и положен под фанфары: «Через несколько минут мы шагнем из настоящего в будущее. Минувший век был непростым, но интересным. Мы добились очень многого. Да практически всего, что мы на данный момент добились, мы добились за этот век. И еще большего добьемся в наступающем столетии. Поэтому встречаем его с надеждой. Давайте поблагодарим друг друга за понимание и помощь, за любовь и заботу. Желаю всем нам здоровья и счастья! С новым веком, щукинцы!» Сам же Владимир Абрамович поднялся на сцену под громкие аплодисменты, не произнеся ни слова. На сцене конец юбилейного торжества – торжественный хор всех студентов школы во главе с ветераном вахтанговской школы Владимиром Этушем.

Щукинцы считают институт своим домом. Домом, в котором все начинали свой путь. Домом, из которого они вышли совершенно новыми людьми. Домом, в который могут всегда прийти за советом. Одной большой и дружной семьей, замкнув цепь, как завещал Вахтангов, все вместе шагнули в новый век в истории Театрального Института им. Бориса Щукина.

Александра Дубровская, специально для MUSECUBE

Фотоотчёт Кристины Бабаевой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.