Во всём виноват Чебурашка!

Самое главное – сказку не спугнуть.

Прогремевшая на всю страну кинокартина по мотивам притчи Эдуарда Успенского о Чебурашке открыла ящик с апельсинами и выпустила на волю буйную фантазию создателей музыкально-циркового ревю «Переполох», или «Чебурашка Шоу», премьеру которого зрители увидели в конце июля. Песни придумал Сергей Жуков («Руки вверх!»), трюки поставил Андрей Кольцов («Реверс», «Пари над бездной»), хореографией занимался Сергей Мандрик («Фабрика звёзд», «Street Jazz»). Собрала же всю немаленькую конструкцию воедино Нина Чусова, параллельно выпустившая в Театре Армии лермонтовский «Маскарад» и мистический мюзикл по пьесе «Диббук». Тем не менее шоу о Чебурашке получилось светлым и добрым, ярким и мультяшным, хотя и не без «чудесинки» и «страшилки».

Впрочем, как же иначе? Ведь для победы Добру необходим Антипод, иначе не получится сказка.

Сюжет двухчасового представления, идущего с антрактом, одновременно прост и запутан. Начинается всё со сбора апельсинов в некой далёкой стране, где малограмотные и угнетённые своим фазендейро батраки гоняют садовым инвентарем непонятного воришку, и только внезапная буря спасает его, еще безымянного, от расправы. Ураган уносит героя, словно в истории про Элли Смит, прямо в волшебную страну – догадались? К нам сюда, конечно. Впрочем, персонаж нашей истории по экстерьеру ближе скорее к Тотошке… Но проблемы местных жителей он берётся решать с положенным «попаданцу» энтузиазмом.

Главная причина такой заботливости – как ни странно, знакомство с немолодым садовником-мизантропом Геннадием Петровичем. «Ты первый человек с вилами, который не попытался меня ими проткнуть!» — признаётся Чебурашка. Кстати, взрослым стоит прислушиваться именно к текстам диалогов, они написаны остроумно и раскрывают характеры героев не меньше, чем сольные и дуэтные номера-песни.

Харизма Геннадия настолько мощна, что, пожалуй, остальные домочадцы попадают в его тень – дочь Татьяна, кондитер, и зять Толик (её партнёр-пессимист) по большей части испытывают жизненные трудности и всецело поддерживают затеи бодрого деда. А затевать приходится много – ведь благополучию семьи угрожает коварная Шапокляк, покровительница крыс и, по несчастливому для героев совпадению, тоже кондитер. Да, такое бывает, и не только в сказках, к сожалению!

Много перипетий проходит сюжет, прежде чем добраться до благополучного завершения. Как всякий Главный Злодей, мадам Шапокляк прежде всего нацелена на то, чтобы завладеть умами и привязанностью юного поколения. Сын Тани и Толи и внук Геннадия – Гриша, юный шахматист-одиночка, попадает в ее сети и чуть не увлекает туда же всех ребятишек чудесного городка. Но находчивость Чебурашки и самоотверженность взрослых (не только семьи, но и друзей) разрушают коварные планы и, более того, совершают самое неожиданное чудо… о котором лучше заранее не рассказывать (спойлер – это будет прикольно!).

Афиши и анонсы «Чебурашка Шоу» обещают вам много музыки, танцев и головокружительные цирковые трюки. Всё это чистая правда, причём компоненты сценического «пирога» настолько органично смиксованы между собой, что остаётся только изумляться мастерству «поваров». Когда смотришь представление, не приходит в голову раскладывать его на составляющие: вот ловят беглеца – и бег по отвесной стене выглядит совершенно естественным; готовится ядовитый «шапоклад» — и прыжки крыс-батутистов завораживают сознание; строится ярмарочный павильон – не обойтись без акробатов на подкидной доске; а «праздник непослушания» включает кувырки и стойки на спинках кроваток.

Из песен, как это часто бывает, лучше всех запоминаются энергичные ритмы, сопровождающие отрицательных персонажей: крысиный гимн «Дай подарок» заставил подтанцовывать на местах почти весь зал, а соло «Я – Шапокляк, ваша богиня!» отсылает остатки нашей воли и разума к мистерии Треплева из чеховской «Чайки» (визуализация потусторонних «красных глаз» никогда ещё не была так убедительна).

Но не пугайтесь (хотя совсем маленьких детей во втором акте лучше покрепче прижать к себе – в такие моменты каждому важно знать, что мама рядом) – лирические темы положительных персонажей тоже очень милы и привязчивы. Хорошо бы они зазвучали на наших радиостанциях. Песенка Гены о находчивости очень нужна всем в наше время, и припев «Не надо сдаваться никогда и ни за что» прямо-таки светится лукавым оптимизмом.

В финале, пожалуй, публике предоставляют слишком большой выбор: радостно ловить блестяшки золотого дождя, аплодировать счастливому финалу или все-таки послушать, как герои подводят итоги своего общего приключения. Но тут можно разделиться: детям – весёлая мишура, взрослым – логические объяснения. А после обменяться мнениями и впечатлениями. Это очень укрепляет семейные связи!

Подробный рассказ об актёрском составе удлинит этот текст сверх разумных пределов, поэтому лучше посмотреть шоу дважды или трижды своими глазами. Каждую роль исполняют два, а то и три артиста – что называется, корифей на корифее, плюс талантливая молодёжь. Андрей Гусев в роли Геннадия, кроме красивого вокала, демонстрирует мощную харизму и трагикомический талант. Обе Шапокляк – Лада Марис и Оксана Костецкая – настоящие легенды жанра, причём, на наше счастье, продолжающие сиять на нашем мюзикловом небе и молодеющие вместе с героиней. В исполнении Лады коварная Римма Ш. – могучая волшебница, неправильно использовавшая свой дар; а у Оксаны она, пожалуй, когда-то была обыкновенной женщиной, но жизнь заставила ее стать опасной и непредсказуемой. У Елизаветы Пащенко/Дениса Котельникова и Юлии Олейник/Александра Космачева получились достаточно разные пары Таня/Толя. Первые держат нерв семейной драмы более натянутым, а у вторых конфликт вошёл в фазу затухания. Но, как сказал в нашем традиционном блиц-интервью Александр, многие семьи проходят в своей истории момент взаимного охлаждения и запинаются о вопрос, не лучше ли им будет «в разных каютах», а то и «в разных океанах». Но любовь по ходу сказки разгорается с новой силой, и благодаря ей «ломастер» Толик находит полезное применение своему эпичному «умению» всё испортить.

Мальчика Гришу в премьерных спектаклях сыграли Михаил Шульц и Сергей Задорин – голосистые, подвижные, очень артистичные ребята, убедительные и в «послушной», и в «хулиганской» ипостаси.

В «Чебурашке» столько главных героев, что на долю второстепенных остаётся не так много времени, и всё же дворник Саид (Марат Абдрахимов и Константин Соколов) и мороженщица Клавдия (Елена Моисеева и Анна Телицына) наверняка запомнятся публике и острыми репликами, и нежнейшими отношениями между собой. Отдельное спасибо за поднятую тему «этнических стереотипов»! Добавлю, пожалуй, что в какой-то момент ясно представила, как Соколов мог бы сыграть в шоу Геннадия: внешняя «зловредность» и внутренний гуманизм персонажа – фишка его актерской натуры.

Также, разумеется, нужно воспеть подвиг Марка Подлесного (Ларион) и Натальи Андроновой (Лариска) – назвать их работу «ростовыми куклами» не поворачивается язык: эта парочка, вопреки статусу отрицательных персонажей, покорила публику своими бойкими перепалками и зажигательными танцами. Все были искренне рады, когда на поклонах артисты избавились от крысиных образов и порадовали нас личным знакомством.

Пока что у шоу нет бумажной программки, а на сайте маловато информации о замечательном балете (взрослом и детском), а также артистах цирка – но хочется надеяться, обновление данных не за горами.

В общем, если вы дочитали эту статью, то, разумеется, поняли: автору спектакль понравился и автор рекомендует вам его посетить. Что ж, личная заинтересованность – двигатель любого творчества!

Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Марии Гордиенко можно посмотреть здесь и здесь
Фотографии Любови Гайворонской можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.