Все стало вокруг голубым и зеленым: «Говори со мной» на сцене театра им. Вахтангова

12 февраля 2024 года на Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Говори со мной» в постановке Эльдара Трамова. Основа спектакля — пять одноактных пьес Теннеси Уильямса разных лет: «Долгое прощание», «Портрет Мадонны», «Отчужденная собственность», «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать», «Не могу представить, что будет завтра».

Эльдар Трамов: «На сборник „Пятёрка теннисистам“, переведённый Василием Аксёновым, я наткнулся совершенно случайно в букинистическом магазине. Буквально там же начал читать и понял: да, это тот материал, который сейчас нужен. Фраза „Говори со мной“ имеет ключевое значение. Человек, который обращает к тебе эту просьбу, даёт тебе уверенность, даёт возможность и дар быть услышанным. Мы произносим: „Говори со мной“, — а подтекстом звучит: „Я готов тебя услышать. Готов побыть с тобой“. В наш век отстранённости друг от друга, даже не одиночества, а именно отстранённости – эти три слова очень важны».

Эти пьесы еще не были объединены на сцене, случай, можно сказать, беспрецедентный. Однако удалось ли решить постановщикам свою задачу, сейчас попытаемся разобраться.

В качестве связующего звена всех историй Трамов выбрал образ создателя, писателя Джо (Карен Овеян, он же – художник в «Говори со мной словно дождь…», подчеркнутый творец), и его хронологию взаимоотношений с другом Сильвой (Виталий Иванов / Григорий Здоров), сестрой Мацрой (Анастасия Джентилини) и матерью (Александра Стрельцина). Все остальные истории — как бы плод воображения писателя. Это достаточно очевидный прием, достаточно понятно сценографически реализованный великолепным художником Максимом Обрезковым.

Впрочем, ради его сценографии смотреть спектакль и стоит. Это шедевр Обрезкова, его фантастическое творение. Каждая из пьес решена в своей цветовой гамме. «Портрет Мадонны» — в розовом, «Говори со мной словно дождь…» — в голубом, «Отчуждённая собственность» — в желтом, «В книжном магазине» — в зеленом, «Не могу представить, что будет завтра», наконец, в белом.

На этом, пожалуй, и все. Да, казалось бы, есть на что нанизывать смыслы, понятно, что режиссер хочет сказать об одиночестве и, чаще всего, о выдуманном, навязанном, и даже понятно, к чему все движется: в финальной истории будет нечто, похожее все-таки на хэппи-энд. И даже есть музыкальные вставки, объединяющие героев разных историй. Но в голове очень сложно примирить то, насколько спектакль красив, и то, насколько он же монотонен, тягуч, как какая-то вязкая, липкая масса. Для 2 часов 40 минут сценического времени очень мало ритма, очень мало действия, много слов и мало склеенности.

Две истории катастрофически выбиваются по настроению, в них внезапно появляется жизнь, а у зрителя – эмпатия. Наконец, дождались! Совершеннейшим вихрем врывается в начале второго действия Анна Антонова со своей Уилли – угловатой девочкой-подростком, отчаявшейся в своем одиночестве и уже принявшей его, как будто она смогла приручить свое горе. С ней в паре – чудесный Том (Данила Гнидо), получается чертовски прекрасный дуэт в пронзительной истории на фоне проходящих экспрессов.

Далее – прекрасная и очень трепетная история «В книжном магазине» от народной артистки Марины Есипенко с внезапным разрушением четвертой стены и диалогом с залом.

Однако вся динамика спектакля снова рушится финальной пьесой «Не могу представить, что будет завтра». Да, у нас есть народная артистка, невероятная Ольга Тумайкина, у нас есть заслуженный артист, бесподобный Олег Макаров, у нас даже есть снова Максим Обрезков с белоснежной эстетичной коробкой квартиры, но нам невыносимо скучно. Даже в трогательном финале мы испытываем не радость, а именно облегчение, что закончилось это тягостное, невыносимое одиночество. Если в этом была сценическая задача, тогда ок, договорились. Но как же по-другому выглядят желтая и зеленая части спектакля, как они вырываются по темпоритму, как будто просто сигналят: «SOS! Это мы, это мы правда про одиночество, а все остальное – ненастоящее, выдуманное, натянутое!» Ради этих двух пьес и стоит смотреть спектакль. Но каждый ли осилит остаться наедине именно со своим типом одиночества? Вопрос остается открытым.

Юлия Зу специально для Musecube

Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.