12 февраля 2024 года на Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Говори со мной» в постановке Эльдара Трамова. Основа спектакля — пять одноактных пьес Теннеси Уильямса разных лет: «Долгое прощание», «Портрет Мадонны», «Отчужденная собственность», «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать», «Не могу представить, что будет завтра».
Эльдар Трамов: «На сборник „Пятёрка теннисистам“, переведённый Василием Аксёновым, я наткнулся совершенно случайно в букинистическом магазине. Буквально там же начал читать и понял: да, это тот материал, который сейчас нужен. Фраза „Говори со мной“ имеет ключевое значение. Человек, который обращает к тебе эту просьбу, даёт тебе уверенность, даёт возможность и дар быть услышанным. Мы произносим: „Говори со мной“, — а подтекстом звучит: „Я готов тебя услышать. Готов побыть с тобой“. В наш век отстранённости друг от друга, даже не одиночества, а именно отстранённости – эти три слова очень важны».
Эти пьесы еще не были объединены на сцене, случай, можно сказать, беспрецедентный. Однако удалось ли решить постановщикам свою задачу, сейчас попытаемся разобраться.
В качестве связующего звена всех историй Трамов выбрал образ создателя, писателя Джо (Карен Овеян, он же – художник в «Говори со мной словно дождь…», подчеркнутый творец), и его хронологию взаимоотношений с другом Сильвой (Виталий Иванов / Григорий Здоров), сестрой Мацрой (Анастасия Джентилини) и матерью (Александра Стрельцина). Все остальные истории — как бы плод воображения писателя. Это достаточно очевидный прием, достаточно понятно сценографически реализованный великолепным художником Максимом Обрезковым.
Впрочем, ради его сценографии смотреть спектакль и стоит. Это шедевр Обрезкова, его фантастическое творение. Каждая из пьес решена в своей цветовой гамме. «Портрет Мадонны» — в розовом, «Говори со мной словно дождь…» — в голубом, «Отчуждённая собственность» — в желтом, «В книжном магазине» — в зеленом, «Не могу представить, что будет завтра», наконец, в белом.
На этом, пожалуй, и все. Да, казалось бы, есть на что нанизывать смыслы, понятно, что режиссер хочет сказать об одиночестве и, чаще всего, о выдуманном, навязанном, и даже понятно, к чему все движется: в финальной истории будет нечто, похожее все-таки на хэппи-энд. И даже есть музыкальные вставки, объединяющие героев разных историй. Но в голове очень сложно примирить то, насколько спектакль красив, и то, насколько он же монотонен, тягуч, как какая-то вязкая, липкая масса. Для 2 часов 40 минут сценического времени очень мало ритма, очень мало действия, много слов и мало склеенности.
Две истории катастрофически выбиваются по настроению, в них внезапно появляется жизнь, а у зрителя – эмпатия. Наконец, дождались! Совершеннейшим вихрем врывается в начале второго действия Анна Антонова со своей Уилли – угловатой девочкой-подростком, отчаявшейся в своем одиночестве и уже принявшей его, как будто она смогла приручить свое горе. С ней в паре – чудесный Том (Данила Гнидо), получается чертовски прекрасный дуэт в пронзительной истории на фоне проходящих экспрессов.
Далее – прекрасная и очень трепетная история «В книжном магазине» от народной артистки Марины Есипенко с внезапным разрушением четвертой стены и диалогом с залом.
Однако вся динамика спектакля снова рушится финальной пьесой «Не могу представить, что будет завтра». Да, у нас есть народная артистка, невероятная Ольга Тумайкина, у нас есть заслуженный артист, бесподобный Олег Макаров, у нас даже есть снова Максим Обрезков с белоснежной эстетичной коробкой квартиры, но нам невыносимо скучно. Даже в трогательном финале мы испытываем не радость, а именно облегчение, что закончилось это тягостное, невыносимое одиночество. Если в этом была сценическая задача, тогда ок, договорились. Но как же по-другому выглядят желтая и зеленая части спектакля, как они вырываются по темпоритму, как будто просто сигналят: «SOS! Это мы, это мы правда про одиночество, а все остальное – ненастоящее, выдуманное, натянутое!» Ради этих двух пьес и стоит смотреть спектакль. Но каждый ли осилит остаться наедине именно со своим типом одиночества? Вопрос остается открытым.
Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь
Добавить комментарий