О спектакле «С любимыми не расставайтесь» 7 февраля 2013 года.
Есть в Петербурге традиция – вот уже девять лет с шестого по десятое февраля проводить всероссийский театральный фестиваль, посвященный Александру Моисеевичу Володину. Имя ему – «Пять вечеров», вполне определенная аллюзия, отсылка к, наверное, самой известной пьесе автора, поставленной Г.А. Товстоноговым на сцене Большого драматического театра, тогда еще имени Горького. Годы идут, уже в честь тех режиссеров называют театры, а тексты А.М. Володина до сих пор будоражат умы и фантазии новых почитателей искусства Мельпомены.
Сложно сказать, сколько постановок выдержала жизненная пьеса, поэтично названная «С любимыми не расставайтесь». По ней даже был снят одноименный фильм, в главных ролях которого снималась похожая на картину пара Алферова-Абдулов. Поэтому еще сложнее и противоречивее оказалась задача, поставленная режиссером Дмитрием Егоровым перед актерами Государственного молодежного театра Алтая (петербуржскому зрителю Егоров уже хорошо знаком по своим работам в «Этюд-театре»).
Как было заявлено в афише, спектакль – НеМелодрама. Тогда возникает абсолютно естественный вопрос: а что же это? Удовлетворяет закономерное любопытство видео-проекция страницы в одной известной социальной сети, возникшая перед глазами еще до третьего звонка. Наверное, сейчас развернется уже ставшая естественной для современной сцены трагедия о потерянном виртуальном поколении, ведь действие мановением режиссерской палочки из далекой хрущевской оттепели перенесено в 2012 год.
Спектакль, кажется, поставлен почти один в один по тексту Володина: та же главная тема развода Мити и Кати, обрамленная несколькими другими примерами краха семей, где герои размыты, написаны широкими мазками, примитивны, но точно узнаваемы (хипстер, гопник, «папик» и т.д.). Точно также героиня идет на вечер танцев (в 2012 году – трешовая, простите за сленг, дискотека), герой навещает ее в больнице – подразумевается переломный момент, причина задуматься, кульминация и переход в финал. Смысловым отступлениям места нет, корректность и деликатность по отношению к первоисточнику почти полностью сохранены, но при этом ощущение глубины и пронзительности не может пробиться сквозь череду нравственно-бытовых посредственностей. Появляется лишь чувство беспощадной честности и правдивости, чего, впрочем, изначально и добивался режиссер. На протяжении двух часов без перерыва на антракт перед зрителями разворачивается хорошая, но несколько гротескная визуализация концепции Zeitgeist, настоящий дух времени двадцать первого века.
Где-то через полтора часа из зала стали выходить люди, послышались возмущенные крики «как вам не стыдно?!» и прочее, и прочее. Нельзя сказать, что зрители сбегали из-за аморальности или каких-то глубоких разногласий с видением авторов спектакля, скорее, причина была в некоторой затянутости сцен. Премьера «С любимыми не расставайтесь» прошла только в ноябре месяце, поэтому в некоторых местах актерам еще не доставало чувства и умения удержать зал. Да и смотреть, как большая группа молодежи на сцене предается алкогольно-наркотическому угару, было не особенно приятно. С другой стороны, было бы глупо и наивно отрицать отсутствие таких сцен в современности, тем более, что пьеса все-таки о жизни, а жизнь подвержена изменениям.
Эти самые пертурбации были остроумно и с достаточной долей иронии подчеркнуты сценографией и музыкальными эффектами, за что большое спасибо художнику-постановщику Фемистоклу Атмадзасу (тоже работает в компании с Егоровым на благо «Этюд-театра») и режиссеру мультимедиа Наталье Наумовой. Уместное употребление популярной, но не мейнстримовой музыки: Сплин, Земфира, Sting. Удачно и красиво оформленный задник сцены, представляющий собой деревянные крестовины с натянутым на них бумажно-пленочным белым полотном, используемым в качестве экрана и дверей. В сцене ухода из дома Катя эмоционально и решительно пробивает эту самую «стену» головой, исчезая в темноте. Хорошо отлаженный свет, отсутствие замысловатых декораций и бумажные лампы вместо приевшихся клубных шаров подчеркивают хронотоп оторванного, пустынного места в центре цивилизации.
Достаточно оригинально учинена расправа над ведущей церемонии бракосочетания как над символом непрочности института брака – во время действия экран и проекция на нем подвергаются разрыванию на части беснующей клубной толпой.
Согласитесь, как метафоричен и симптоматичен пятиминутный ролик «Как уходила Юлия Привалова» под песню Земфиры «Без шансов» – убыстренная версия ликвидации и удаления свадебных фото, милых цитат о любви, всей скоротечной истории любви и совместной жизни из личной страницы Вконтакте. Он не утяжеляет ход действия, но добавляет конфликт, превращая просто начало в эффектное начало. Правильная настройка на дальнейший просмотр: воспринимать постановку нужно через фильтр жесткого стеба с привкусом горечи.
К чему приходят в финале герои, остается, что называется, за кадром. На протяжении всего действия, Катя повторяла девиз последующего существования «Я об этом не думаю», Митя строил пресловутую новую жизнь, разумеется, с новой же любовью. Он, придя в больницу к душевно и физически тусклой бывшей жене, готов простить, но сам «каким ты был, таким остался». Она, напротив, готова поменяться: «Я скучаю по тебе, Митя», оставаясь при этом с внутренним оксюмороном, пытаясь совместить несочетаемое. Но как перебороть это противоречие, как переступить через себя – непонятно. Ясно лишь то, что учиться жить и любить полезнее и важнее, чем демонстрация собственной исключительной индивидуальности. Впрочем, этот спектакль все равно не для критиков, а для ребят, которые, подобно героям, находятся на грани. Как говорил Л. Енгибаров, «Берегите друг друга, люди!».
Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
Фотографии Алексея Телеша предоставлены фестивалем «Пять вечеров»
Добавить комментарий