«Я об этом не думаю»

О спектакле «С любимыми не расставайтесь» 7 февраля 2013 года.

Есть в Петербурге традиция – вот уже девять лет с шестого по десятое февраля проводить всероссийский театральный фестиваль, посвященный Александру Моисеевичу Володину. Имя ему – «Пять вечеров», вполне определенная аллюзия, отсылка к, наверное, самой известной пьесе автора, поставленной Г.А. Товстоноговым на сцене Большого драматического театра, тогда еще имени Горького. Годы идут, уже в честь тех режиссеров называют театры, а тексты А.М. Володина до сих пор будоражат умы и фантазии новых почитателей искусства Мельпомены.

IMG_0289Сложно сказать, сколько постановок выдержала жизненная пьеса, поэтично названная «С любимыми не расставайтесь». По ней даже был снят одноименный фильм, в главных ролях которого снималась похожая на картину пара Алферова-Абдулов. Поэтому еще сложнее и противоречивее оказалась задача, поставленная режиссером Дмитрием Егоровым перед актерами Государственного молодежного театра Алтая (петербуржскому зрителю Егоров уже хорошо знаком по своим работам в «Этюд-театре»).

Как было заявлено в афише, спектакль – НеМелодрама. Тогда возникает абсолютно естественный вопрос: а что же это? Удовлетворяет закономерное любопытство видео-проекция страницы в одной известной социальной сети, возникшая перед глазами еще до третьего звонка. Наверное, сейчас развернется уже ставшая естественной для современной сцены трагедия о потерянном виртуальном поколении, ведь действие мановением режиссерской палочки из далекой хрущевской оттепели перенесено в 2012 год.

IMG_0353Спектакль, кажется, поставлен почти один в один по тексту Володина: та же главная тема развода Мити и Кати, обрамленная несколькими другими примерами краха семей, где герои размыты, написаны широкими мазками, примитивны, но точно узнаваемы (хипстер, гопник, «папик» и т.д.). Точно также героиня идет на вечер танцев (в 2012 году – трешовая, простите за сленг, дискотека), герой навещает ее в больнице – подразумевается переломный момент, причина задуматься, кульминация и переход в финал. Смысловым отступлениям места нет, корректность и деликатность по отношению к первоисточнику почти полностью сохранены, но при этом ощущение глубины и пронзительности не может пробиться сквозь череду нравственно-бытовых посредственностей. Появляется лишь чувство беспощадной честности и правдивости, чего, впрочем, изначально и добивался режиссер. На протяжении двух часов без перерыва на антракт перед зрителями разворачивается хорошая, но несколько гротескная визуализация концепции Zeitgeist, настоящий дух времени двадцать первого века.

Где-то через полтора часа из зала стали выходить люди, послышались возмущенные крики «как вам не стыдно?!» и прочее, и прочее. Нельзя сказать, что зрители сбегали из-за аморальности или каких-то глубоких разногласий с видением авторов спектакля, скорее, причина была в некоторой затянутости сцен. Премьера «С любимыми не расставайтесь» прошла только в ноябре месяце, поэтому в некоторых местах актерам еще не доставало чувства и умения удержать зал. Да и смотреть, как большая группа молодежи на сцене предается алкогольно-наркотическому угару, было не особенно приятно. С другой стороны, было бы глупо и наивно отрицать отсутствие таких сцен в современности, тем более, что пьеса все-таки о жизни, а жизнь подвержена изменениям.

IMG_0381Эти самые пертурбации были остроумно и с достаточной долей иронии подчеркнуты сценографией и музыкальными эффектами, за что большое спасибо художнику-постановщику Фемистоклу Атмадзасу (тоже работает в компании с Егоровым на благо «Этюд-театра») и режиссеру мультимедиа Наталье Наумовой. Уместное употребление популярной, но не мейнстримовой музыки: Сплин, Земфира, Sting. Удачно и красиво оформленный задник сцены, представляющий собой деревянные крестовины с натянутым на них бумажно-пленочным белым полотном, используемым в качестве экрана и дверей. В сцене ухода из дома Катя эмоционально и решительно пробивает эту самую «стену» головой, исчезая в темноте. Хорошо отлаженный свет, отсутствие замысловатых декораций и бумажные лампы вместо приевшихся клубных шаров подчеркивают хронотоп оторванного, пустынного места в центре цивилизации.

Достаточно оригинально учинена расправа над ведущей церемонии бракосочетания как над символом непрочности института брака – во время действия экран и проекция на нем подвергаются разрыванию на части беснующей клубной толпой.

Согласитесь, как метафоричен и симптоматичен пятиминутный ролик «Как уходила Юлия Привалова» под песню Земфиры «Без шансов» – убыстренная версия ликвидации и удаления свадебных фото, милых цитат о любви, всей скоротечной истории любви и совместной жизни из личной страницы Вконтакте. Он не утяжеляет ход действия, но добавляет конфликт, превращая просто начало в эффектное начало. Правильная настройка на дальнейший просмотр: воспринимать постановку нужно через фильтр жесткого стеба с привкусом горечи.

IMG_0581К чему приходят в финале герои, остается, что называется, за кадром. На протяжении всего действия, Катя повторяла девиз последующего существования «Я об этом не думаю», Митя строил пресловутую новую жизнь, разумеется, с новой же любовью. Он, придя в больницу к душевно и физически тусклой бывшей жене, готов простить, но сам «каким ты был, таким остался». Она, напротив, готова поменяться: «Я скучаю по тебе, Митя», оставаясь при этом с внутренним оксюмороном, пытаясь совместить несочетаемое. Но как перебороть это противоречие, как переступить через себя – непонятно. Ясно лишь то, что учиться жить и любить полезнее и важнее, чем демонстрация собственной исключительной индивидуальности. Впрочем, этот спектакль все равно не для критиков, а для ребят, которые, подобно героям, находятся на грани. Как говорил Л. Енгибаров, «Берегите друг друга, люди!».

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотографии Алексея Телеша предоставлены фестивалем «Пять вечеров»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.