Январская капель Алисы Гребенщиковой, Юлии Волковой и Алины Ненашевой

15741581180_8974bae4dc_b Несмотря на то, что на календаре середина января, а на улице  неслышной поступью прогуливается зима, на рождественских  каникулах в Петербурге уже прозвучала первая капель. Наблюдать  ее можно было в известной галерее современного искусства      «Эрарта»: 10 января здесь, в новом концертном зале галереи,    состоялась премьера музыкального спектакля Алисы    Гребенщиковой «Капель».

Актриса театра и кино, дочь культового рок-музыканта Бориса Гребенщикова, Алиса известна на отечественной сцене уже давно: ее первая роль в кино относится к 1997 году, а к настоящему моменту список фильмов с ее участием поистине впечатляет своими размерами. На этот раз Алиса Гребенщикова предстала перед публикой не только как актриса спектакля, но и как его автор.

10 января вместе с Алисой на сцену вышли московская актриса Юлия Волкова и Алина Ненашева. Все три участницы с удовольствием представили зрителям свою новую работу, которая, по сути своей, не является спектаклем в полном смысле слова: это, скорее, музыкально-поэтический вечер, перфоманс, в основу которого легли советские стихи и песни 50-60-х годов. Сюжет в спектакле отсутствует — в нем есть только музыка, слова и робкое движение героинь по сцене. Стихи звучат в исполнении Алисы Гребенщиковой, песни блестяще исполняются сильным и глубоким голосом Юлии Волковой, а за музыкальное сопровождение отвечает Алина Ненашева, играющая на фортепиано. Спектакль производит впечатление чего-то очень хрупкого, которое может быть нарушено малейшим шорохом или неловким движением в зале, однако, зал притих с самых первых минут и оставался в глубоком молчании на протяжении почти всего сценического действа. Название «Капель» подобрано авторами довольно удачно: ведь и весенняя капель такая же тихая, несмелая и трогательная, как эти три женщины на сцене, говорящие со зрителем о любви и  нежности словами любимых песен и стихов.

15903063506_e12c6cc880_b

Каждое стихотворение было прочитано Алисой Гребенщиковой  эмоционально и с большим чувством, в каждое из них актриса  вкладывала свою душу. В спектакль вошли самые трогательные,  красивые стихи, хорошо знакомые нашим родителям и многим из  нас, такие, как «Все начинается с любви» и «Королева пляжа»  Роберта Рождественского, «Осень» и «Приснись мне!» Риммы    Казаковой, а также большая подборка стихотворений Беллы  Ахмадулиной: «Декабрь», «Маленькие самолеты», «Мотороллер»,  «Невеста», «Дождь в лицо и ключицы…», «Не уделяй мне много времени…», «О, мой застенчивый герой…», «Она цеплялась за любовь…», «Смеясь, ликуя и бунтуя…», «Пятнадцать мальчиков…». Юлия Волкова, обладающая сильным и проникновенным голосом, отлично обыгрывала песни, которые исполняла: например, во время исполнения песни «Если счастлив будешь очень, ты мне позвони…» из репертуара Клавдии Шульженко, актриса брала в руки телефонную трубку, а песню «Ты не печалься…» как будто адресовала подсевшей к ней Алисе Гребенщиковой. Прозвучали песни из репертуара Майи Кристалинской — «А снег идет…», «Твои глаза», а также знаменитая «Эхо любви» Анны Герман, «Город детства» Эдиты Пьехи и многие другие. Выступление завершилось песней «Ночь прошла» из кинофильма «Москва-Кассиопея», которая как бы подытожила тот вихрь любовных переживаний, бушевавший в строчках всех прозвучавших на концерте стихотворений: «Ночь прошла, будто прошла боль. Спит земля, пусть отдохнет, пусть. У Земли, как и у нас с тобой, там, впереди, долгий, как жизнь, путь. Я возьму этот большой мир, каждый день, каждый его час…» Притихший зрительный зал не сразу почувствовал окончание спектакля и очнулся лишь в тот момент, когда все три актрисы взялись за руки и  вышли вперед для поклона. pr12

Идея спектакля понятна всем и каждому: это вечный разговор о  жизни, о любви, о детстве, о молодости, о надеждах и переживаниях.   Всем известные, старые песни обнимают душу теплом и уютом,  запахом нашего детства и юности наших мам и бабушек. К  сожалению, набор стихов и песен при полном отсутствии сюжета  или прямого общения между тремя женщинами, кажется весьма  хаотичным. Очевидно, что чередование песен со стихотворениями должно производить впечатление задушевного разговора между героинями, однако связь между стихами и песнями улавливается с трудом. В спектакле есть весьма удачные находки: например, когда Алиса заканчивает чтение стихотворения «Невеста» («Что-то дальше станется с тобою и со мной?..») и подсаживается к Юлии Волковой, Юлия как бы отвечает ей: «Там, где сосны, где дом родной, есть озера с живой водой. Ты не печалься, ты не прощайся: все впереди у нас с тобой». Однако в большинстве случаев такой связи не наблюдается, и стихи звучат разрозненно, периодически чередуясь с песнями, которые тоже исполняются как будто в произвольном порядке.

Так или иначе, песни и стихи, которые Алиса Гребенщикова и Юлия Волкова использовали в своем перфомансе, производят благоприятное впечатление на зрителя, поскольку являют собой образец качественной, проверенной временем поэзии советской эпохи — эпохи детства, юности, искренних чувств, наивных стремлений и больших надежд. Исполненные талантливыми актрисами современности, с большим чувством, с любовью и нежностью, они словно устанавливают связь между прошлым и будущим и связывают воедино два разных времени, оставляя и в сегодняшнем дне место для высокой любви и надежды и звуча как чистая, весенняя капель среди большой и долгой зимы.

Полина Смирнова, специально для MuseCube

Фото взято из фоторепортажа Дмитрия Петрова специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.