Занавес МХТ: но никто же не лечится

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

Театр — это всегда люди. Причем люди, которые не представляют свою жизнь без него — неважно, выходят ли они на сцену, видят ли глаза зрителя (да и видят ли они вообще хоть кого-то во время своей смены). Вопреки расхожему внутри почти любого театра мнению, что есть актёрский цех, а есть все остальные, драматург Андрей Стадников для Малой сцены МХТ им. Чехова написал пьесу, основанную на его мини-интервью с женской частью коллектива, представительницами совершенно разных профессий; а режиссёр Юрий Квятковский поставил спектакль о трех частях (антракт не предусмотрен), вобравший в себя многое из последних театральных веяний.

Очень интересный и манкий вербатим с экранами над сценическим пространством, позволяющими транслировать крупные планы, плавно перетекает в некую документальную «оперу» (самую сложную и почти не удерживающую внимание часть всей постановки).

Все три составляющие спектакля очень (очень!) интересны своими сценографическими решениями. Порой зрителю будет сложновато сделать выбор между «игрушечными декорациями» и «настоящей» картинкой, что транслируется с помощью камер (за ними — студенты Школы-студии МХАТ Денис Авербух, Арсений Гусев, Иван Зуборенко, Александр Шамаев); между актрисой, излагающей доводы своей героини, и теми, кто ассистирует ей в этом; между звучащим в темноте зала и собственными озарениями от прочувствованного и понятого…

Исповеди актрис полярны по своему настрою и тональности: казалось бы, вот только-только ты вздыхал, услышав про «вылет из обоймы», но пару минут спустя уже смеешься над выдуманным материалом для негаданных туров. Артистки разных возрастов и амплуа, с ворохами пережитого, сыгранного и подсмотренного делятся, возможно, самым сокровенным, тем, что часто остается за пределами социальных страниц, творческих встреч и разговоров на дружеской кухне. И все они — по-настоящему любят театр.

Россыпь моноспектаклей о тех, кто служит в других цехах, невероятны по своему наполнению, познавательны, это хочется разбирать на цитаты и растаскивать по подруженькам как театральные байки! Воистину неисповедимы пути, приведшие этих людей однажды в театр, не придуманы еще причины (кроме фатальных), которые могут их заставить когда-то его покинуть. И все они — по-настоящему больны театром («и никто же не лечится!»).

Любопытно, кстати, что все занятые в спектакле артистки МХТ им. Чехова (Ольга Воронина, Елизавета Ермакова, Надежда Жарычева, Мария Зорина, Мария Карпова, Анастасия Скорик, Мария Сокова, Мария Сокольская, Дарья Юрская, Маргарита Якимова) играют не только себя, любимых поклонниками творческих единиц, разной звездности сотрудников актерского цеха, но и тех, с кем, возможно, за годы службы судьба не сводила вовсе — остальных — кто вращается на других орбитах театрального сообщества, но исправно обеспечивает порядок в зрительном зале, в текстах автора, в степени накрахмаленности воротничков и не знает никакой другой жизни, кроме театра в объективе своей камеры. Эти две трети спектакля очень важны и любопытны для любого зрителя, что любит театр или болен им.

Третья часть спектакля решительно невозможна без Алисы Грашевской (скрипка), Юлии Попковой (аккордеон), Юлии Мигуновой (виолончель), а также без знания и понимания того, что любой театр является зеркалом своего исторического времени и проникает в сознание тех, кто творит. Похоже, что эта составляющая постановки рассчитана на тех, кто всерьез увлечен не только просмотром театральных новинок, но склонен к театроведческому анализу и изучению историко-бытового контекста.

Занавес опускается каждый раз после спектакля — люди в зале не должны знать ничего о том, что стоит за улыбками и беззаботностью на сцене, какой ценой даются страдания на зрителя, но… иногда… занавес отсутствует вовсе!

Ольга Владимирская специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.