«Жду тебя на небесах» или в школе-студии МХАТ

Что могут сыграть на сцене две женщины и один мужчина? Конечно же, любовный треугольник, а также подобные треугольники всех видов и мастей. Три молодых актера: Лия Латыпова, Дарья Емельянова и Глеб Дегтярев «сообразили на троих» спектакль, состоящий из выдержек разных пьес. Постановка носит название-уточнение «История нескольких репетиций». Но это форма спектакля. А вот его содержание каждый сможет прочитать по-своему.

Лучшей органики молодые артисты 4-го курса Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова добиваются как раз в том, что спектакль и выглядит как подготовка к нему. Режиссер обращается к художнику по свету и звукорежиссеру, вносит «правки» в работу актеров, сомневается, переделывает что-о по ходу действия. Открывается спектакль А. П. Чеховым. Астров, Соня и Елена Андреевна в буквальном смысле примеряют «одно пальто». Однако, режиссер-Астров недоволен: «надо бы с чего-то хорошего начать. Вот, занавеска хорошая. А вы можете прям по Чехову играть?».

Смена света, вторая часть. Короткая пьеса-монолог Жана Кокто «Человеческий голос» практически полностью во власти исполнения Дарьи Емельяновой. Кокто просил, чтобы в конце пьесы казалось, что вся комната залита кровью – такое отчаяние нужно передать на сцене. Другие герои – возлюбленный женщины, которому она звонит, и дама, с которой тот ей изменяет, реагируют на монолог лишь пластически. В целом создается полное впечатление отыгранного в пантомиме и голосе отчаяния, краха, конца. На сцене будто являются души героев и мы видим абсолютно буквально все, что творится внутри у человека, который все потерял. В буквальном смысле героиня бросается на шею к своему возлюбленному, он отталкивает ее и уходит с другой.
Заканчивается этот отрывок жестоким убийством: на сцене появляется ванна и мужчина душит влюбленную в него женщину – настоящая психологическая развертка, как часто мы можем сказать о несчастной любви: «он убил ее», но как жутко это выглядит по-настоящему! Словно сошедшие с картины Магритта «Влюбленные», с закутанными лицами, мужчина и дама, теперь освобожденные от обузы мешающей им истерички счастливо танцуют за кулисы. Но живы ли теперь они сами? Из всех трех пьес именно эта была выбрана кульминацией.

А вот развязка происходит с Мрожеком. Пьеса «Летний день». Здесь мужские и женские роли переставлены местами: вместо одной дамы один мужчина, вместо господ, желающих покончить с собой, две женщины: Уд и Неуд. У одной все получается, у другой нет, и каждая собирается уйти из жизни. Их выводит из такого состояния только лишь встреча «с очень красивым» мужчиной. Так, завязка пьесы Мрожека неожиданно является счастливым окончанием двух других отрывков, так, чтобы зритель сам не впал в отчаяние.

Мотив любви и смерти, как двух главных ведущих линий всего мирового искусства вплетена режиссером Верой Харыбиной в канву сценического эксперимента. От нас не скрывают, что все происходящее – театр. Риск вывести всего лишь трех актеров на полноценный спектакль, да еще и с отрывками таких разноплановых пьес, велик. Но, кажется, даже при всей композиционной сложности, это получилось.

Юлия Зу, специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.