Жив мой Сашка, или Правдивый рассказ о войне

«Скажите… Только правду, обязательно правду…»f1

20 июня 2015 года актёры Театральной студии «Белый шар» в 50-й раз правдиво и без пафоса рассказали о войне, сыграв на сцене ТЦ «На Страстном» юбилейный спектакль «Сашка» по повести В.Л. Кондратьева. Эта постановка имеет уникальную историю: в 2012 году молодые актёры, будучи студентами третьего курса Театрального института им. Б.В. Щукина, создали под руководством театрального режиссёра и педагога Павла Евгеньевича Любимцева военный спектакль «Сашка». Постановка получила Гран-При Международного фестиваля театральных и кинематографических школ «Class Fest» (г. Кишинёв, Молдавия), а также Гран-При X-го ежегодного молодёжного фестиваля-конкурса студенческого творчества в области театрального искусства «Левый берег-2012» (г. Москва). Вчерашние студенты организовали свою студию «Белый шар» (Школу актёрской реализации), и «Сашка» из простого учебного спектакля превратился в полноценную драматическую постановку, ставшую ярким событием театральной Москвы.

«Зачем вы на войну?..» Ведь на войне страшно… Но актёры студии «Белый шар» призывают зрителя задуматься не только о чувстве страха и всех ужасах войны, но и о том, что движет людьми, идущими в бой. Спектакль «Сашка» – это замечательный образец психологического театра. Тон всей постановке задают глубокие, насыщенные диалоги между героями. Внимание зрителя не отвлекается ни на что, декорации минимальны, и главное – это чувства, эмоции, слова, интонации, жесты и мимика актёров.

Центральный персонаж – это, безусловно, Сашка (в исполнении Сергея Беляева). Молодой русский парень, немного простоватый, но искренний, Сашка даже не представляет себе, что на войне совсем другие правила – не те, что в мирной жизни. Для него человек всегда должен оставаться человеком. И разговор Сашки с пленным немцем вовсе не похож на разговор двух врагов. Сашка расспрашивает немца о его профессии, интересуется значением необычных немецких слов. Он обещает немцу жизнь и гордится тем, что русский солдат в любой ситуации способен поступать по-человечески, в отличие от фашиста.f2

Немец в исполнении Дмитрия Бутеева выглядит жалким, потерянным – хоть и воюющим на стороне Гитлера, но не признающим себя фашистом. Самым напряжённым моментом спектакля становится сцена несостоявшегося расстрела немца, когда в последний момент, буквально перед выстрелом Сашки, прибегает комбат (Матвей Жизневский) и отменяет свой приказ. Немец плачет… может быть, от радости, что остался жив, а может быть, от раскаяния, что начал воевать против такой человечной нации, как русские.

Диалог с немцем и диалог с комбатом сменяются встречей раненого Сашки с медсестрой Зиной. Актриса Елена Полянская вкладывает в образ Зины не только нежное, доброе, дружеское чувство по отношению к Сашке, но и что-то от материнской ласки. Ей жаль влюблённого в неё Сашеньку, но война есть война. Сегодня Саша стоит рядом с Зиной, по-детски ревнует её, смущается, а что будет завтра или послезавтра? И не заберёт ли бедного Сашеньку смерть, как неожиданно забрала несчастного Жору? Сцена гибели Жоры, друга Сашки, вызывает самые тяжёлые чувства у зрителя. Жора (Сергей Бредюк) думал о красоте природы. Он так хотел жить! И даже подснежник, к которому Жора побежал, говорил ему о пробивающейся из-под снега новой жизни. Но вражеский снаряд оборвал надежду на счастье и дал понять, что война закончится ещё не скоро. Шёл только первый год…

Встреча с деревенской женщиной Пашей (Екатерина Демидова), не то вдовой, не то мужней женой, раскрыла новые черты в характере Сашки. Он оказался чутким, мягким, способным понять одинокую, бездетную женщину, потерявшую надежду снова увидеть мужа, пропавшего в Финскую войну. Сашка пробудил в Паше самые искренние и тёплые чувства, напомнив ей любимого мужчину.f3

Итоговым становится диалог Саши с двумя девушками-добровольцами – Тоней (Екатерина Мирошкина) и Люсей (Анастасия Цибизова). И только теперь, глядя на этих девочек, Саша окончательно осознал весь ужас войны. Тоня и Люся шли на фронт, ничего не зная о немцах, о боях и о том, что такое разорвавшийся поблизости от тебя снаряд. Они наивно спрашивали: «Там страшно?» Как будто на войне бывает по-другому. Да, на войне страшно. И это нужно знать всем нам. И именно об этом спектакль «Сашка» по одноимённой повести В.Л. Кондратьева.

Актёры студии «Белый шар» выбрали для постановки самые непохожие друг на друга эпизоды повести, чтобы зритель смог увидеть Сашку разным: сильным и слабым, сообразительным и наивным, неунывающим и грустным, смешным и серьёзным, добрым и жёстким, любящим и нежным. И когда заканчивается спектакль, возникает щемящее чувство: воевать ещё три года, и мы это знаем, но этого не знает Сашка… Выстоит ли он в этой кровавой, жестокой войне? Будучи израненным, останется ли он жив? Тяжёлый взгляд Сашки, смотрящего вдаль, на поезд, увозящий Тоню и Люсю на фронт, вселяет в нас искру надежды. Сашка сильный, он непременно останется жив, и ещё до Берлина дойдёт и победу нам принесёт! Ведь если не он, простой русский солдат, это сделает, то тогда кто же?..

Татьяна Бутяйкина, специально для MUSECUBE

Фото — Анастасия Аристова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.