Музыка к неснятому кино

0928 января в музее Эрарта Олег Нестеров и группа Мегаполис представили музыкальный спектакль «Из жизни планет» — своеобразное музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х. Эпоха «оттепели» была выбрана не случайно, именно в этот короткий промежуток времени рождался новый кинематограф, российские картины получали престижные награды на зарубежных кинофестивалях. Однако продлился этот период весьма недолго, всего четыре года, и многие фильмы так и не увидели свет, оставшись в виде нереализованных сценариев. В своем спектакле музыканты попытались воссоздать атмосферу и настроение того времени, чтобы попутно найти ответы на ряд важных вопросов.

Несмотря на то, что спектакль проводится третий год подряд, своей актуальности он не теряет. Это подтвердил очередной аншлаг в Эрарте. В оформлении сцены были применены интересные решения: по ее периметру были расставлены телевизоры устаревшей конструкции с электронно-лучевыми трубками, на которые периодически выводились кадры из фильмов эпохи 60-х, что вносило своеобразный колорит. Кстати, этот реквизит собирался «народным» способом — любой желающий мог отдать свой старый телевизор для спектакля. Помимо всех необходимых музыкальных инструментов, на сцене также присутствовал письменный стол, печатная машинка и… стопки сценариев к неизданным фильмам.

После небольшого инструментального вступления слово взял Олег Нестеров, который подробно рассказал о концепции спектакля, о значении хрущевской «оттепели» в судьбе нашей страны и всплеске свободы творчества в искусстве, пусть даже на короткие четыре года. «Быть может, если бы эти фильмы вышли на экраны, мы жили бы совсем в другой стране. Мы сами были бы иными», — так рассуждает Олег Нестеров.

12В основе спектакля «Из жизни планет» лежат истории о четырех неснятых фильмах. Первая история, рассказанная Нестеровым, о дебютной работе «Причал» сценариста и режиссера Геннадия Шпаликова, известного своими фильмами «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича». «Причал» — это история девушки, которая приплывает на барже в Москву и проводит целую ночь, гуляя по городу. Это светлый, невероятно легкий фильм, в котором любимая Шпаликовым Москва играет главную роль. В качестве постановщика был выбран молодой, талантливый и многообещающий режиссер по фамилии Китайский, большой друг по ВГИКу таких выдающихся мастеров, как Василий Шукшин и Андрей Тарковский. Он покончил с собой вскоре после закрытия «Причала», а работу над фильмом прекратила не чья-то злая воля, просто так нелепо сложились обстоятельства — не определились с актрисой на главную роль, промахнулись с графиком съемок, подвело рекордно дождливое лето.

Второй сценарий, вдохновивший Олега Нестерова, — «Семь пар нечистых» Владимира Мотыля, описывающий события незадолго до начала войны в 1941 году. Это история про политзаключенные ГУЛАГа, которых перевозят на корабле на отдаленный остров для постройки аэродрома. Начавшаяся война и гибель почти всей охраны от немецких самолетов путает все карты: заключенные высаживаются с тонущего корабля и воюют до окончания войны. Фильм едва не был запущен в производство, но все решила резкая перемена политического курса: все, что касалось сталинских репрессий, должно было уйти из кино.

Третий неслучившийся фильм — «Предчувствие», автобиографический сценарий Андрея Смирнова, практически отлученного от профессии после скандала с «эротической» драмой «Осень». Предельно личный текст, написанный от безденежья, так и не воплотился в рабочий сценарий.

Четвертая картина вновь отсылает нас к трагической фигуре Геннадия Шпаликова. Режиссер вынашивал идею снять фильм «об ужасах и прелестях пьянства». Реализовать подобный замысел в Советском Cоюзе не представлялось возможным даже во время «оттепели», тем не менее, многие соратники Шпаликова считают сценарий «Прыг-скок, обвалился потолок» его лучшей работой.

27После каждой рассказанной истории музыканты исполняли несколько композиций, которые и являлись тем саундтреком к неснятым фильмам. По задумке в голове у слушателей в такие моменты должно было возникать свое «кино» на основе услышанных рассказов и музыки. Настроение царило сугубо меланхоличное, но и как по-другому, ведь за каждым неснятым фильмом стояли живые люди, каждый нереализованный проект становился для них личной трагедией.

Если бы эти и множество других отклоненных картин увидели свет, развитие отечественного кинематографа могло пойти совсем по иному пути, и, случись так, это оказало бы огромное влияние и на людей, и на историю развития государства. В этом Олег Нестеров абсолютно прав.

Спектакль «Из жизни планет» стоит посетить всем неравнодушным к искусству и истории нашей страны. Также группой Мегаполис запущен специальный сайт, где можно более детально ознакомиться с историей создания фильмов, которые и легли в основу музыкального спектакля.

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Евгения Кашпирева смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.