О добре и зле на языке музыки и танцев: мюзикл «Последнее испытание» первый раз в Петербурге

Сколько бы лет нам ни было и какими бы мы ни были серьезными в нашей земной жизни, иногда нам хочется на время забыть о повседневности и окунуться в сказку. Мы становимся старше, и вместе с нами взрослеют сказки, которые мы читаем, смотрим и слушаем. И уже новыми, взрослыми, словами они разговаривают с нами о тех же простых и вечных истинах, что и прежде: о противостоянии добра и зла, о борьбе Тьмы и Света, о благородных и нечестных людях, о душе и бессердечии. И, казалось бы, сказать об этом как-то по-новому уже невозможно. Но это не так. Безусловный талант тех людей, которые создают для нас сказочные сюжеты, делает невозможное: мы получаем еще одну, новую, мудрую и печальную историю, рассказанную с помощью прекрасной музыки, танцев и актерского мастерства.

7 ноября в Петербурге такую сказку подарила нам Творческая мастерская Антона Круглова, создавшая замечательный рок-фэнтези-мюзикл «Последнее испытание».

«Последнее испытание» – вещь удивительная. Созданный на основе книг «Сага о копье» и записанный в Творческой мастерской Антона Круглова, этот мюзикл прошел долгий путь, прежде чем предстать перед нами в своем нынешнем виде. История этого проекта начинается в далеком 1998 году, когда состоялось знакомство Антона Круглова и Елены Ханпиры – будущих его авторов. Антон и Елена, у каждого из которых уже было написано по одной песне на этот сюжет, познакомились в ходе ролевой игры и написали еще три арии, а затем поняли, что им необходимо создать полноценный мюзикл. Удивительно, но, по разным причинам, работа над проектом заняла около 10 лет. Лишь в 2009 году «Последнее испытание» целиком появилось в сети, а первая концертная версия была представлена в Москве еще через 5 лет. А в 2015 году мюзикл, поставленный режиссером Русланом Герасименко и хореографом-постановщиком Павлом Ивлевым, развернулся во всю свою мощь и отправился на гастроли, чем вызвал необычайный восторг поклонников, которых к этому времени накопилось уже огромное количество.

7 ноября «Последнее испытание» наконец-то представили в Петербурге на сцене клуба «Главclub». Несмотря на проблемы со звуком, которые нередко случаются в этом концертном зале и несколько мешают восприятию сценического действа, мюзикл прошел на «ура». С первых минут стало ясно, что ожидается нечто необычное, когда барьер между сценой и зрительным залом был устранен благодаря реплике из-за кулис, произнесенной грозным и устрашающим тоном: «Слушай меня, зал! Во имя веры! Выключи свои мобильные телефоны!..» Зал дружно засмеялся, и действо началось.

Те, кто читал «Сагу о копье» и имеет свое собственное представление о героях и характерах, могут спорить о том, насколько близким к оригиналу получился мюзикл. Но, так или иначе, мюзикл, как и театральный спектакль вообще, представляет собой как бы отдельное и самостоятельное произведение искусства, которое живет своей собственной жизнью. Оно соткано из прекрасных музыкальных и танцевальных номеров, исполненных мастерски, профессионально и со всей душой. На сцене «Главclub» перед нами развернулась пронзительная фантастическая история Рейстлина Маджере, темного мага, который пожелал спуститься в Бездну и захватить власть над миром. Роль Рейстлина досталась Евгению Егорову, вокалисту группы «Эпидемия», которому удалось создать удивительно лиричный и глубоко несчастный образ темного чародея.

Первая же ария, с глубоким чувством исполненная сильным и чистым голосом Евгения, вызвала сострадание к его герою, который стал таким по причине непростых жизненных обстоятельств в прошлом. Каждый сам решает, по какому пути идти ему, примкнуть ли к добрым или к злым силам, но, по мнению героя, «… тот, кто видел однажды Тьму, никогда не поверит в Свет – всё, что свято, сошло на нет, и глаза не солгут ему». Рейстлин Маджере идет к своей цели «по головам», не останавливаясь ни перед чем, не веруя более в добро и справедливость. На своем пути он встречает Крисанию, жрицу Бога Света, которая, напротив, безусловно верит в добро, однако вследствие происходящих событий также теряет веру в то, чему учили ее жрецы. Свет, который они пропагандируют, на самом деле, оказывается не таким уж чистым: точно так же, как и Маджере, правители преследуют свои цели и совершают неблагородные поступки «во имя Света» и «во имя Веры». Кажется, что все вокруг плетут бесконечные интриги, хотя откровеннее всех это делает Даламар, ученик Рейстлина Маджере.

В Даламара в этот раз перевоплотился Сергей Смолин и с первой же арии приобрел любовь публики, ответившей на нее бурными аплодисментами. В итоге, Крисания оказывается едва ли не единственным образцом настоящего, чистого и незапятнанного Света. Роль Крисании прекрасно исполнила Елена Ханпира, одна из авторов этого проекта, обладательница красивого и сильного голоса, которая наделила свою героиню и гордостью, и нежностью, и, главное, искренностью. Рейстлин Маджере использует светлую жрицу в своих целях, чтобы открыть Врата Бездны, но постепенно влюбляется в нее, а Крисания, в свою очередь, преисполняется любви и сострадания к темному магу. Рейстлин пользуется и своим родным братом, Карамоном, роль которого исполнил Евгений Аксенов. Карамон в его трактовке – персонаж не слишком-то глубокий, не слишком сообразительный и не особо примечательный, но милый в своей простоте, искренне любящий брата несмотря ни на что и вопреки всему. Карамон глубоко сожалеет о том, что брат его связался с темными силами, и всячески старается уберечь его от беды, но каждый раз получает от Рейстлина новый пинок, свидетельствующий о том, что Рейстлину больше не нужен никакой брат.

Удивительно трогательно звучит «Колыбельная», которую Карамон поет Рейстлину, уставшему от своих же собственных игр со злыми силами: «Пусть эта ночь минует нескоро, пусть брату в моих объятьях приснится наш клен у забора, приснится, что мы еще братья – неразлучные братья…» И так, использовав всех и вся, Рейстлин Маджере спускается в Бездну, чтобы противостоять темной королеве – Такхизис.

Роль Такхизис исполнила Дарья Бурлюкало, и исполнила потрясающе: именно такой и должна быть королева Тьмы – яркой, гордой, обворожительной и насмешливой. Голос Дарьи поразил слушателя своей мощью и красотой, а ее образ воплотил в себе необходимый, яркий, контраст с образом чистой и невинной Крисании. Влюбленный в Крисанию Рейстлин, в конце концов, встает перед выбором: отказаться от своего привычного темного пути, своих давних целей и долгожданной власти над миром ради нового, до сих пор не познанного счастья в любви и доброте, либо отказаться от этой чистой любви в пользу власти. И Рейстлин выбирает власть, обрекая на гибель Крисанию, которая прежде спасла от смерти его самого, отдав за него свою жизненную силу. «Ты мне больше не нужна», — говорит Маджере, когда Крисания просит его побыть рядом в последние минуты ее жизни. Теперь герой устранил все препятствия и завладел всем миром, но мир этот рушится в его руках, и Рейстлин остается ни с чем.

И далее звучит потрясающая финальная ария Рейстлина и Такхизис «Властелин Ничего», которая трогает слушателя до глубины души. «Да, ты сумел отворить заветную дверцу, — поет Такхизис,- Но мир, что Бог сотворил, рожден был из сердца. Тот, кто сердца лишен, жизнь дарить не способен: жаль, но ведь ты не прошел, испытание любовью». «Еще не поздно, — кричит Рейстлин Маджере, — Настроить скрипку, взять верную ноту, исправить ошибку! Не поздно зажечь солнце, новое небо, новые звезды! Не поздно! Послушай, я так не хочу быть один в пустоте…» И в конце арии смиряется: «… Поздно! Считать ошибки… Никто не даст мне новой попытки… Поздно!» И он остается один в пустоте, но далее следует то, что называют «альтернативным финалом». На сцене появляется еще один чистый и светлый образ – покойная мать героя, и картина меняется. Очевидно, при помощи магии Рейстлин возвращается назад и спасает Крисанию, избежав ужасных последствий. Однако подобный финал несколько уменьшает эффект, вызванный финалом трагическим, то самое чувство катарсиса – высокое чувство очищения собственной души через сострадание к героям мюзикла. Впрочем, можно считать «альтернативный финал» неким послесловием, эпилогом, напутствием зрителю, чтобы предостеречь его от ошибок Рейстлина Маджере.

И всё же, независимо от того, какой финал следует считать основным, мюзикл, так или иначе, достигает своей цели. Идея, заложенная его авторами, понятна каждому, стара, как мир, и вечна, как любовь. И остается актуальной во всем времена. Актуальны и другие темы, затронутые в мюзикле – братская любовь и расхождение жизненных путей, «темные» способы достижения царствия Света, то есть, несправедливость священной борьбы во имя веры, а в конечном счете – не-абсолютность Тьмы и Света. Тьма и Свет во все времена тесно переплетались между собой, а наша задача – отделять их друг от друга, делать правильный выбор и бережно хранить истинную любовь в своем сердце. Именно этому и учит нас «Последнее испытание», прекрасно сыгранное талантливыми людьми и, безусловно, оставившее след в душах зрителей.

Полина Смирнова, специально для MuseCube
Фото Дмитрия Колосова здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.