«Паровозное» путешествие в музыку

photo3hdКогда будут создавать букварь нового поколения (вы же понимаете, о чем я?), то на букву И – интеллигенция, там непременно должен быть портрет Петра Налича. Да-да. Причем, это вымирающее понятие относится абсолютно ко всему: к музыке, к симфоническому оркестру, к самой фигуре Петра, а самое главное – к публике, которая заполнила Театр Эстрады 3-го ноября почти до предела. Последняя была пестра, разновозрастна и весьма театральна. В перерывах говорили о прекрасном. О дизайнерских курсах, МХТ, коте Шредингера. Я пыталась уложить эту разношерстную категорию в какие-либо установленные и всем знакомые понятия, создать эдакий фоторобот публики. В итоге получилась профессорская семья. Да, действительно, многие пришли с бабушками, дедушками, папами, мамами и детками. То есть, это такая публика в контексте. Даже и не знаю, кто еще из музыкантов смог бы такую публику собрать.

Да и в целом, кто из музыкантов может быть настолько противоречив и мультижанров, и объединить в себе звезду рунета, участника Евровидения, автора музыки к спектаклям, артиста, который может выступать с симфоническим оркестром, исполнять Утёсова, и быть при этом на слуху. Не то, чтобы Петр Налич сейчас дико популярен, но периодически он появляется н ТВ, и у него, что главное, есть своя преданная аудитория, готовая завалить цветами и кричать: «Петя, ты лучший!», на что адресат скромно ответит: «Я знаю». И вызовет вихрь безудержного смеха.

Вообще что-то есть в сидячих концертах. Особенно в концертах в театре. Ничего не отвлекает от музыки. Тем более, когда на сцене целый оркестр, и хочется вслушиваться в каждый инструмент, вылавливать тонкие нюансы. Конечно, иногда и в пляс хотелось, но в первую очередь концерт был не для ног, а для ушей. А все потому, что повод для высокого собрания был хорош – Петр Налич и «Symphoband» записали новый альбом с интригующим названием «Паровоз». Начали, как следует, с заглавной песни, закончили, к слову.

Показалось, что название альбома неслучайно. Альбом и концерт получились как целое путешествие в мир музыки. Налич был проводником и гидом в этот увлекательный мир.

«А сейчас будет песня, навеянная итальянской эстрадой 50-х – 60-х годов. В то время я как раз много гастролировал по Италии». Зал дружно хохотнул, а потом погрузился в итальянскую атмосферу.

А потом погружался в бесчисленное количество атмосфер: в милое советское ретро («Подмосковье»), в оркестровый джаз больших американских площадок, в казачью долину, по которой несется многоголосье, или путешествовал по миру симфонической музыки, попутно анализируя сложность размера «5/8».

Кажется, Пётр Налич из тех музыкантов, кто не стремится понравиться публике во что бы то ни стало. Кому не нравится – не кушайте. В самой фигуре Петра нет ни грамма стремления к славе, именно поэтому часто его альбомы финансируются благодаря краудфандингу и создаются теми и для тех, кому его музыка действительно нужна. Он не стремится нравиться кому-либо, но все равно нравится. Ведь если у человека есть хоть немного чувства юмора – ему понравится ирония Налича. Если есть хоть капля слуха – понравится его музыка. А если есть глаза, то и сам Пётр. Последнее как раз-таки подтверждала восхищенная женская аудитория.

Помимо песен с нового альбома прозвучали мелодии и песни из спектаклей, ведь Пётр Налич успел ввязаться еще и в театральную историю, создав музыкальное оформление к спектаклям «Питер Пэн», который идет на сцене театра им. Вахтангова, «Обыкновенное чудо», который собирает полные залы в Пермского ТЮЗа, и конечно, «Северная Одиссея». Последняя с успехом идет в Москве, на сцене РАМТа, и включает личное и живое присутствие автора музыки.

И все-таки Налич, имеющий гнесинское образование, экспериментирующий со стилями, не зацикливающийся на себе, а дающий возможность играть оркестру в том числе инструментально, снимающий смешные клипы он в первую очередь — эстрадник. Сейчас это слово, кажется, отдает нафталином, но именно Пётр Налич берет на себя большую ответственность вернуть этому слову, отнюдь не ругательному, прежнее значение.

Единственное грустное послевкусие осталось от мысли, что «Музыкальный коллектив Петра Налича» до сих пор в бессрочном отпуске. Это не значит, что оркестр – плохо. Оркестр, во-первых, это красиво. Во-вторых, это совершенно другой уровень, высшие музыкальные сферы. Но иногда хочется и камерности, и танцев. К тому же, некоторые вещи, к примеру, «песня лирическая, но с движением» («Смеется») будут одинаково хороши и в электрическом и симфоническом исполнении.

Цыганский хор, джаз, отсылки к Г. Г. Маркесу и даже к «финно-угорскому эпосу, который мы знаем в совершенстве», — все это создает невероятно интересный культурный код. И Пётр Налич предлагает нам его расшифровать. И кому это удается, получает сверхинтеллектуальное удовольствие. А кому не удается, получает удовольствие просто от красивой музыки. От блестящей игры оркестра, где хорош каждый: и дирижер, и духовые, и вокалистки, и струнные, ну и конечно, от Пети Налича, его необычного голоса и юмора, от всей этой душевной атмосферы.

Завершили концерт бисом: еще раз сыграли «Паровоз». Почтенная публика после писала в соцсетях: «Петя, ты наш паровоз». Этот самый «Паровоз» увлекает в мир музыки, неисчерпаемый географически, исторически и жанрово, а границы музыкального творчества стерты так же сильно, как и видавшие виды половицы в Театре Эстрады.

Юлия Зу специально для Musecube
Фото для репортажа с официального сайта музыканта


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.