Вечеринка кавер-версий The Beatles

Посетить фестиваль музыки The Beatles, приуроченный к двенадцатилетию портала beatles.ru, стало для меня решением спонтанным, мотивированным по большей части настойчивой рассылкой виновника торжества («Приглашаем Вас на фестиваль», «Фестиваль: повышение цен», «Последняя возможность»).

Paul Mccartney

Диск с записями концерта Маккартни в Олимпийском мне так и не достался: то ли пришла не в первой сотне, то ли организаторы лукавили и раздавали не всем. Зато в остальном составители программы не соврали.

Первыми на сцену вышли участники группы Holiday Hats с обновленным и помолодевшим составом – гитаристкой Полиной Булатовой и барабанщиком, имени которого я не запомнила, но который произвел впечатление на публику – в основном своим возрастом (на вид – ровесник beatles.ru). Если быть откровенной, меня не слишком вдохновляют кавер-версии песен Beatles в женском исполнении. И хотя последующие участники фестиваля заставили такую установку пошатнуться, песня Help в исполнении Полины скорее укрепила эту позицию. Ощущение при прослушивании можно обозначить кодовым названием «что-то здесь не так». Навязчивый русский акцент или вызывающее вопросы знание текста – точно сказать не берусь. Песни, исполненные дуэтом со вторым гитаристом, воспринимались куда легче и веселее. Нужно, правда, учитывать и то, что группе пришлось сыграть роль несчастного козла отпущения, выведенного на сцену перед «неразогретым» залом.

В своей речи о московской группе Harry Potter’s Band один из организаторов попытался пошутить по поводу внешнего сходства

Harry Potter’s Band

Поттера и Леннона, однако публика шутку не оценила. При виде трех молодых людей вполне себе современной наружности молодое поколение аудитории в предвкушении зашевелилось, почувствовав возвращение в «родную» тарелку. (Вид издалека: образ солиста Колямбы — нечто среднее не то между тедди-боем и Бадди Холли, не то между хипстером и Джоном Ленноном.) Исполнили четыре песни: Maybe I’m Amazed (ребята участвовали в конкурсе, объявленном Маккартни в мае прошлого года), Come Together, Back in the USSR и Kiss «Принца», которая порадовала, пожалуй, больше всего. Исполнение в принципе понравилось, но, на мой вкус, немного однообразно. Впечатление осталось непонятное, и в целом жаль, что играли так недолго.

Следующими выступали артисты мюзикла «Битломания» театра Стаса Намина. Хор – это прекрасно, и ребята потрясающе талантливые, но оборудование в Б2 предназначено, вероятно, для других целей. Больше всего из отобранных песен порадовала исполненная первой Because (по-моему, песня просто создана для хора, что, в принципе, подтверждается и оригинальной версией Beatles), и Oh Darling, где каждый куплет исполнялся сольно.

Участники питерской группы (и завсегдатаи фестиваля) Number Nine вышли на сцену после вступительного слова барабанщика (и по совместительству основателя группы), облаченного в розовый мундир а-ля Sgt Pepper. Порадовал выбранный репертуар – композиции с ранних альбомов Beatles, в том числе I Feel Fine и Roll Over Beethoven. Не думала, что группа чем-то запомнится, до того момента, как к ней не присоединилась питерская же исполнительница Саша Каприс. Понравился сильный и чистый вокал и – опять же – выбранные композиции, среди которых Horse to the Water Харрисона и My Bonnie Тони Шеридана.

Заметив, что было бы несправедливо не дать «права голоса» барабанщику (все остальные члены группы исполнили по крайней мере по одной композиции), группа отыграла последний номер – With a Little Help From My Friends. К сожалению, после вышеупомянутого выступления Каприс, вокальные данные и лингвистические познания барабанщика прямо-таки безжалостно резанули по ушам. Но трогательные строки “What would you do if I sang out of tune?/ Would you stand up and walk out on me?” сделали свое дело – в итоге получилось мило, по-доброму и with a little help from his friends.

Артистка театра Стаса Намина

После этого на сцене появился Антон Ефремов из Москвы (это в прошлом, а ныне – Тони из Ливерпуля), в гордом одиночестве и с акустической гитарой на плече. Зубосводяще сладким голосом здоровался и неоднократно, хотя и не очень уверенно призывал зал подпевать. Исполнил он Venus and Mars, Little Willow и Mull of Kintyre. Надо сказать, что только песни Маккартни я и могу представить себе в его исполнении, хотя даже они не произвели на меня никакого впечатления. Зал тоже не проявил особого энтузиазма. Несмотря на призывы, подпевали не слишком охотно (то ли потому что сольное творчество Маккартни и Wings оказалось не так популярно среди собравшихся, то ли просто не попало под настроение). Зал гудел, курил, ходил за пивом и в дамские и не слишком комнаты. В общем, по-моему, выступление Антона стало в этот раз скорее интермедией между двумя частями концерта.

Зато появившиеся после этого Puttin’ on the Beatles Style (если кто не знает – коллектив, исполняющий музыку Beatles на баянах) стали первой группой, сумевшей по-настоящему завести зал. Потрясающе исполнили Follow the Sun, Things We Said Today, I’ve Just Seen a Face, Drive My Car – и не только. Никогда не думала, что придется писать что-то подобное, но песня Strawberry Fields Forever на баянах звучит чуть ли не более космически и запредельно, чем оригинал.

Выступила на фестивале и Марина Капуро. Сразила наповал своим волшебным звенящим голосом. Maybe I’m Amazed, Calico Skies, Something, Imagine. За неимением в группе электрогитары соло в Something исполнялось «подручными средствами», то есть голосом – и это было потрясающе. Знаменитая Imagine и 40 лет спустя умудряется внушить всем сочувствующим обманчивое, но прекрасное чувство всеобщего единения.

Следом на сцене появилась группа Heartbeat, отметившаяся в ливерпульском клубе Cavern. Порадовало все – и манера исполнения, и общение с публикой (которого до этого со стороны артистов было маловато), и неочевидный выбор композиций, и – что уж там – стойка гитариста, сразу же вызывающая в памяти выступления Леннона – этакое деми плие во второй позиции. Играли рок-н-ролл начала шестидесятых, а еще – гимн клуба Cavern. Из поздних композиций Beatles исполнили Dr Roberts, Bulldog (с ювелирным воспроизведением криков, лая и прочих прекрасных звуков, издаваемых преимущественно Маккартни в конце записи) и – совсем уж неожиданно – Tomorrow Never Knows, отчего публика пришла в дикий восторг и потребовала повтора. Повтор не замедлил появиться в виде короткой русскоязычной импровизации на тему.

Если вам посчастливилось побывать в Олимпийском 14 декабря прошлого года, вы помните голосование за композицию, которую хотели бы услышать на концерте из уст Маккартни . Как оказалось, такой композицией стала по итогам голосования песня ‘Monkberry Moon Delight’. Результаты эти были успешно проигнорированы сэром Полом, но не организаторами фестиваля, принудившими отдуваться за Маккартни участников Heartbeat. Предложенный нам «суррогат», если честно, понравился мне если и не больше оригинала, то уж точно никак не меньше. Выступление этой группы стало, пожалуй, одним из самых приятных воспоминаний о концерте.

Саша Каприс

После на сцену вышли Владимир Ткаченко и Виктор Молчанов, широко известные как участники белорусского ансамбля «Песняры», и немного уже – как создатели и единственные участники дуэта Double Fantasy. Пытаться описать то, во что они при помощи двух гитар превратили привычные и отчасти (каюсь) набившие оскомину мелодии Beatles – просто кощунственно. Тут был и сумасшедший микс из всех самых известных песен с Abbey Road , закончившийся увеличившейся десятикратно Her Majesty (которая в оригинале длится скромные 23 секунды). Были и трогательные In My Life, Here Comes The Sun, и типично «маккартниевские» Maxwell’s Silver Hammer и Obladi Oblada, и еще много чего прекрасного.

Несмотря на насыщенную и далеко не однообразную программу (и благодаря, надо полагать, длительности фестиваля), к концу мероприятия зал опустел как минимум на четверть.

Зато оставшиеся были сполна вознаграждены за стойкость и упорство выступлением группы Dans Ramblers, обозначенной в программе как группа, «сразившая своим мастерством даже избалованную английскую публику». Чем именно она ее сразила, в принципе, можно было догадаться еще до того, как группа начала играть. Басист жевал жвачку настолько характерно, что уже по одному этому можно было определить, кто в группе «Леннон». И это если не принимать во внимание известную прическу, дополненную фирменным прищуром и своеобразной манерой поведения (хотя, справедливости ради, надо отметить, что деми плие лучше удавалось гитаристу Heartbeat).

Это группа, которая зажгла. Если бы в зале в этот момент всех серьезных мужчин лет сорока заменили на пятнадцатилетних девочек, могло бы получиться нечто, вполне напоминающее битловский концерт. Наверное, именно этой атмосферы и не хватало весь вечер.

Символично, что выступление они начали с исполнения Sgt Pepper’s Lonely Heart Club Band. Когда-то Beatles надели маски, чтобы записать этот альбом. Так и участники Dans Ramblers перевоплотились, насколько это возможно, в ливерпульскую четверку. Не могу удержаться и не привести список исполненных композиций, который, кстати, позволит составить представление о том, что происходило в зале. Итак, Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band, All My Loving, She Loves You, I Feel Fine, Help, Night Before, One After 909, I Wanna Hold Your Hand, Eight Days a Week, Can’t Buy Me Love, I’ve Got My Mind Set On You, (далее бурные – насколько это возможно в зале Б2 – овации, крики «Е-ще! Е-ще!»), Boys, Back In the USSR. Думаю, что догадаться, какая композиция завершила вечер, не составит труда. Да, это была именно Twist And Shout, и нет, это вовсе не показалось предсказуемым штампом, скорее это оправдало все самые радужные надежды и стало красивым – и логичным – финальным аккордом.

Number nine

Пытаясь выбрать фаворитов, я, с тысячей оговорок, остановилась бы на Heartbeat и Dans Ramblers. Первое даже не хочется обосновывать. Не могу оставаться равнодушной к людям, исполнившим Bulldog и Tomorrow Never Knows. Что касается Dans Ramblers, я сделаю небольшое отступление. Вообще-то, до описываемого мероприятия я очень скептически относилась к кавер-группам, но где-то в момент между She Loves You и I Feel Fine на меня снизошло озарение.

Последнее выступление Beatles (я не беру сейчас легендарное выступление на крыше студии) состоялось в 1966 г, и с этим напрямую связан тот факт, что для меня в исполнении песен Beatles на первом месте стоит атмосфера. Шестидесятые бесспорно прекрасное время, но, называя эту цифру, мы скорее представляем себе расписанные автобусы да пару умиротворенных хиппи, раскуривающих косячок на легендарном Вудстоке. А неплохо было бы иногда представить себе и начало шестидесятых, эти черно-белые дни, до того, как эксперименты Лири вышли за стены университета, а молодежь внезапно поняла, что война во Вьетнаме – это плохо.

Можно долго рассуждать о профессиональных кавер-группах. Но одно в этом феномене прекрасно. Они, надевая маску, призывают надеть маску и нас. Никому уже не стыдно прыгать, визжать, танцевать и просто не думать некоторое время о том, что война – во Вьетнаме или нет – это плохо.

Пойду ли я на фестиваль музыки Beatles в следующем году? Учитывая исправно работающую рассылку сайта beatles.ru , скорее да, чем нет. Может быть, через год нам выпадет шанс лицезреть на сцене пока еще не существующих, но уже разрывающих Интернет New-Gen Beatles – чем черт не шутит? Хотя, с присущим мне скептицизмом, понадеюсь, что этим он шутить все же не станет.

Текст: Гелена Бунина, специально для MUSECUBE

Автор фото: Татьяна Старенькая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.