Открытый сбор труппы в МДМ: ход конём

шахматыЕсли жизнь е2-е2 ли
Согревала вас огнем,
Вы еще не проиграли —
Надо сделать ход конём.

Мюзикл «12 стульев»

В старом фильме «Глинка» великий русский композитор приносит товарищу партитуру своего нового произведения (неважно, какого, скажем – «Жизнь за царя»), и они всю ночь листают её, не в силах оторваться. За завтраком хозяин призывает супругу в свидетели, что новая опера чудо как хороша. Женщина ласково улыбается и отвечает: «Но я не слышала музыки. Я видела лишь двух безумцев, склонившихся над нотами…»

Примерно так реагируют люди, далёкие от Игры, на запись шахматной партии присущими оной цифрами и буквами. А ведь за этими закорючками – интеллектуальные штормы в море страстей человеческих! Немного в этом разобраться, приоткрыть, что называется, ларчик сегодня в МДМ помогали труппе мюзикла «Шахматы» консультанты — специалисты в этом виде спорта известный комментатор, гроссмейстер, тренер Евгений Мирошниченко и историк, куратор Музея шахмат Дмитрий Олейников.

Мероприятие, на которое компания «Бродвей Москва» пригласила сегодня прессу и самых активных подписчиков одноимённого телеграм-канала, формально называлось сбором труппы. Впрочем, это и был сбор, только, конечно, не первый по счёту: из зала до начала встречи доносился хор, чествующий итальянское местечко Мерано – без определённого количества репетиций такое не споёшь. Кстати, поэтому выгодно быть партнёром «БМ» — представителей этих организаций пригласили в фойе МДМ на целый час раньше и, конечно, показали им что-то интересное.

Но поклонников тоже не обделили. Сразу успокою фанатов Галины Безрук, Александра Казьмина и Александра Маракулина, не успевших записаться на встречу – этих артистов сегодня с нами не было. Однако, как всем уже известно, каст мюзикла «Шахматы» – самый представительный за много лет в МДМ по части вовлеченности в проект артистов «первого эшелона» жанра в России. Как в любом шахматном матче, начнём протокол с графы «участвовали»: Александр Суханов и Кирилл Гордеев (Сергиевский), Александр Бобров (Трампер), Ольга Беляева и Анастасия Стоцкая (Флоренс), Анна Гученкова и Юлия Ива (Светлана), Станислав Беляев и Денис Дэмкив (арбитры), а также Алексей Бобров, Иван Коряковский, Эльмира Диваева, Роман Графов, Евгений Кириллин, Константин Барышников, Евгений Скочин, Василий Черненков и многие другие.

«Председательствовали»: Дмитрий Богачёв, Евгений Писарев, Алексей Иващенко, Ирина Кашуба, Евгений Загот… у кого не встаёт в памяти длинный ряд театральных, мюзикловых, просто музыкальных затей, которыми верховодили эти люди? Вводное слово, разумеется, произнёс Дмитрий Альбертович, сравнив театральный сезон с учебным годом, а сбор труппы – с линейкой 1 сентября, а затем шахматный турнир – с театральным процессом. И там, и там нужно выбирать правильные ходы, следить за реакцией «противника» и, в случае удачи, пожинать плод победы. Логично, что следующим выступил «генерал» — режиссёр спектакля, художественный руководитель московского театра имени Пушкина, Евгений Писарев. Его позиция как постановщика: меньше политики, больше человечности. Тема, взятая создателями «Шахмат» (а это, как известно, Тим Райс, Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус), была для своего времени революционной: в разгар «холодной войны» представить на сцене противостояние советского и американского подходов к спорту, жизни, любви – и обнаружить, что различия не так велики и зачастую лежат не в тех областях, где традиционно принято их искать. Евгений Александрович подчеркнул, что хочет нацелить труппу именно на эмоциональную составляющую перипетий, которые им предстоит воплотить на сцене.

Основным же событием сегодня стало выступление гроссмейстера, тренера, комментатора, журналиста Евгения Витальевича Мирошниченко и историка, шахматиста, куратора Музея шахмат Дмитрия Ивановича Олейникова. К ним также присоединился легендарный шахматный обозреватель, тренер-организатор команды Анатолия Карпова, человек с военным прошлым и говорящей фамилией – Станислав Петрович Железный. (Кстати, призываю всех погуглить и приобщиться к подробностям биографий этих преинтересных личностей! Читала – изумлялась, но здесь – не об этом.)

Прервёмся и зададим законно возникающий вопрос: зачем бросать такие силы на создание пусть выдающегося, но не претендующего на документальность шоу? Конечно, кинофильмы и спектакли о разнообразных профессиях вызывают нередко смех у настоящих профессионалов, но уж фигурки-то передвигать – велика ли наука, тем более, если доску из зала всё равно не видно?

Оказывается, всё не так просто в этом мире Игры.

Что привлекает обывателя в любом закрытом от публики явлении жизни? Правильно, эксцессы! Работающая электростанция может не интересовать нас сама по себе десятилетиями, но стоит задымиться одному из блоков… Танец маленьких лебедей вызывает, максимум, интерес к свежим новостям с вершин власти – а случись кому-то из пташек оступиться, и зрители запомнят этот балет на годы. Мерный стук фигур по шахматной доске чемпионов – какое может быть сравнение этой рутины с сеансом одновременной игры в Васюках с последующей гонкой на вёслах! В мюзикле «Шахматы» тоже будет эпизод чрезмерной эмоциональной реакции игрока на неудачу, и, конечно же, нам покажут закулисье шахматного турнира. Чтобы сыграть пик страсти, нужно знать, откуда она вырастает, овладеть хотя бы азами формы, в которую заключены амбиции и воображение людей, двигающих фигуры и пешки. Об этом рассказывали актёрам мастера, об этом актёры задавали свои вопросы. Мы убедились, что авторы мюзикла вполне постигли идею родства шахматной игры со стихией музыки (даже большего, нежели принято находить между шахматами и математикой). Партия, как симфония, сначала складывается в сознании гроссмейстера и постепенно проступает на доске, конкурируя со встречной силой – представлением его соперника. В принципе, любители «поттерианы» легко найдут иллюстрацию этому в «магических шахматах», где битва шла совсем не понарошку, а участники рисковали жизнью.

Мастера шахматной игры тоже рискуют. Немало фильмов и спектаклей повествуют о триумфах чемпионов и терзаниях претендентов на мировую корону. Сказать, что это нервные люди – мало. Причуды Бобби Фишера, метания Алёхина, любовные приключения Капабланки – лишь вершина этого «айсберга» (ставлю в кавычки, потому что льдом тут и не пахнет). «Шахматиста раздражает примерно всё». Ближайшая аналогия, доступная даже тем, кто не заходил в игре дальше подкидного дурака – вы прогуливаетесь по бордюру (в Москве, а в Питере по поребрику), справа и слева пропасть, позади огонь, а у вас в одной руке собственное сердце, а в другой мозги. Неудивительно, что даже шорох фантика в третьем ряду бесит вас до потери самоконтроля, а его-то как раз терять не рекомендуется. Ведь «поражение ранит гораздо сильнее, чем радует успех».

Возникает законный вопрос: как они отдыхают, как у них дела в семье? Так, как вы и подумали – всё зависит от спутника/спутницы жизни. «Труднее судьбы жены шахматиста только судьба мужа шахматистки». Настоящая любовь – долготерпит. Очень долго… очень терпит… но иногда случается то, что случилось у героев самого ожидаемого в МДМ мюзикла. Ждать осталось два месяца – и можно быть уверенными, судя по азартному интересу, с которым артисты после общего фотографирования с фанатами обступили гроссмейстеров, задавая всё новые вопросы о деталях быта и нравов в этом, оказывается, опасном спорте, в октябре нас ждёт что-то поистине феерическое.

Столица шахматного мира переносится на «Бродвей Москву». И, между прочим, Е2-Е4 – это весьма агрессивный дебют!

Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Ксении Логиновой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.