Денис Михайлов (Обе-рек): В наши дни люди слушают музыку глазами

И поклонники, и злопыхатели русского рока едины в одном мнении — в этом жанре, как нигде, силён философский подтекст. О том, так ли это, мы решили поговорить с дипломированным философом и вокалистом группы Обе-Рек Денисом Михайловым. Незадолго до начала своего акустического концерта в московском клубе Gogol музыкант рассказал порталу MUSECUBE о новом альбоме “Здесь”, важной роли видеоклипов, творческих планах и даже о своей кандидатской диссертации.

Денис, как давно ты начал практиковать акустические выступления?

Если уж откровенно отвечать на этот вопрос, с акустических выступлений всё и началось. А группа появилась потом. (Улыбается). Я делал первые шаги в творчестве — осваивал инструмент, пытался писать какие-то песни. И потом, когда накопилось достаточно материала, начал поиски музыкантов. Это оказалось непросто, но, как говорят, кто ищет, тот всегда найдёт. И в итоге я нашел команду, которая помогла мне исполнить мои песни уже в формате группы. Это было очень давно, тринадцать или четырнадцать лет назад. (Улыбается).

Получается, совсем скоро Обе-Рек отпразднует юбилей?

30 сентября группе исполнится 14 лет. А в следующем году, соотвественно, 15. Так что да, это будет юбилей.

Есть ли уже какие-нибудь планы на празднование 15-летия?

Я думаю, что мы проведем большие концерты в Москве, Питере и Воронеже. В общем, придумаем, как отметить. (Улыбается).

Вернёмся к акустическим выступлениям. То есть, после того, как ты собрал первый состав Обе-Рек, камерные концерты сошли «на нет»?

Нет, почему же. Они случались, просто это не происходило систематически, так, как сейчас. Поскольку я уже третий год живу жизнью профессионального музыканта и нигде больше не работаю, мне приходится помимо групповых концертов давать ещё и акустические. С одной стороны, это принципиально иной эмоциональный формат. Он обладает своей собственной спецификой, и многим людям, например, больше нравится именно акустика. А с другой стороны, это дополнительный заработок, и он мне совсем не мешает. (Улыбается).

Зачастую на акустических выступлениях музыканты играют различные раритеты и песни, которые редко исполняются в “электричестве”.

Как правило, сет-лист акустического концерта больше «электрического». И я действительно стараюсь разнообразить программу своих сольных выступлений, добавляя туда что-то интересное. В том числе и песни, которые давно не звучали в формате группы.

А если брать программу твоих выступлений с группой — в ней ты уделяешь внимание, в основном, последним работам? Или по всем альбомам «проходишься»?

Нет-нет. Мы всегда ориентируемся на желания публики, но и свои собственные приоритеты тоже не хотим предавать забвению. Одним словом, пытаемся находить какую-то золотую середину между тем, что ждут от нас слушатели, и песнями, которые хотим играть сами. Поэтому у нас всё происходит гармонично. На концертах мы обязательно исполняем все наши главные вещи, с которыми ассоциируется имя группы, а также стараемся показывать новинки. Вот например, на презентации нового альбома мы играем его практически полностью. Как правило, только одна-две песни не входят в сет-лист. А если это просто какой-то отчетный концерт или, скажем, празднование юбилея, то тут мы и старые-старые песни поднимаем, вносим элемент ностальгии.

Состав Обе-Рек неоднократно менялся. Влияло ли это на общий саунд группы? Или все изменения, которые случались, шли от тебя как от основного автора музыки и слов?

На разных этапах развития проекта ситуация складывалась по-разному. Наши первые музыкальные эксперименты – альбомы “Ты” и “Присутствие” — это всё же русский рок с элементами хэви. В 2011 году, работая над пластинкой «Якорное поле», с подачи нашего воронежского звукорежиссера Александра Чудинова мы решили провести в нашем творчестве мелодичную альтернативную линию, усложнить вокальные техники и т.д. Звучание же всех последующих альбомов почти полностью зависело от моего видения материала. В вопросах определения тех или иных аранжировочных решений я играл ведущую роль.

Ты упомянул про усложнение вокальных техник. Ты когда-нибудь занимался вокалом? Ходил ли к преподавателям, учился где-то?

Профессионально я вокалом никогда не занимался, и всё, что сейчас имею, это исключительно результат практики. Вроде как пока обхожусь без преподавателей. (Улыбается).

Пара вопросов насчет последней пластинки. В одном из недавних интервью ты сказал, что на альбоме “Здесь” твоя активность в плане аранжировок была наибольшей. Почему именно сейчас ты стал настолько вовлечён в данные процессы?

Это приходит с возрастом – ощущение того, что если ты написал песню, то не имеешь права никому её доверить. Я, безусловно, прислушиваюсь к позициям музыкантов относительно аранжировок, но окончательное решение всегда остается за мной. И если рассматривать два последних альбома – “Зажигалка” и ‘Здесь’ – то за тот результат, который получился на выходе, отвечаю, по большому счёту, я. Подавляющее количество идей, реализованных в контексте этих пластинок, принадлежат мне. Я просто чувствовал ответственность и тянул одеяло на себя. Но музыканты были не против, они с пониманием относятся к этому.

Есть ли принципиальное отличие альбома “Здесь” от предыдущих в плане концепции и тем, которые поднимаются в песнях? В этом альбоме, например, очень чувствуется ностальгия по детству…

Это также связано с возрастом. Мы ведь не молодеем с годами. Я вот уже перешёл в фазу среднего возраста. Поэтому для меня проблемы времени, темпоральности и скоротечности жизни являются центральными. А значит темы детства, возраста родителей и прочие становятся всё более и более острыми.

В Обе-Рек много внимания уделяют клипам. На каждом альбоме вы экранизируете по несколько песен. Это важная составляющая вашего творчества? Или ты считаешь, что в сегодняшний век Youtube качественные видео являются одним из самых мощных инструментов продвижения?

Ну здесь на самом деле целый комплекс причин. С одной стороны мы рассматриваем клипы как один из аспектов общего творчества группы. Ведь создавать видео-иллюстрации своих песен невероятно интересно — придумывать идеи, делать раскадровку, принимать участие в съемках, проводить пост-продакшн. А во вторых это действительно хорошая реклама. Потому что современное общество, как бы грустно это не звучало, слушает музыку глазами. Нам приходится учитывать веяния времени, и мы стараемся не отставать — снимаем клипы на песни, которые наиболее понравились публике.

Интерес-интересом, но ведь всё так или иначе упирается в бюджет…

В наших рядах есть настоящие мастера. (Улыбается). В первую очередь, это наш бас-гитарист Тимур Авдали, который является профессиональным видео-мейкером. Съемки клипа на песню “Кольца” проходили под его чутким руководством. Кроме того подавляющее большинство наших видео было снято питерским режиссером Александром Маковым, который успел поработать со многими популярными отечественными командами. Он сочувствует нам в творческом плане и разрабатывает такие бюджетные варианты и форматы, которые не оставляют нас без штанов. (Улыбается). И при этом нам никогда не было стыдно за результат. Кстати, надо сказать, что перед съёмками клипа «Кольца» мы проводили кампанию по сбору средств на краудфандиговой платформе ”Планета» — наши слушатели «помогли нам рублём». Поэтому мы не всегда остаёмся в одиночестве перед вопросом, связанным с формированием бюджета.

А у тебя же, по-моему, тоже был опыт работы с видео?

Я работал журналистом в видео-отделе информационного агентства ИТАР-ТАСС и непосредственно монтажом не занимался. Однако присутствовал при нём. Нельзя оставлять видеоинженера без внимательного контроля со стороны корреспондента. (Улыбается).

То есть, сначала в Обе-Рек были одни философы, а теперь специалисты по видео?

Ну, я не специалист по видео. (Смеется).

Кстати, про философию. У тебя, как у кандидата философских наук, не могу не спросить – а какое направление философии тебе ближе всего?

Это два противоположных направления – религиозная философия и европейский экзистенциализм начала и середины 20 века. В моем творчестве так или иначе отражается борьба этих двух интеллектуальных течений. Бурлящая динамика взаимодействия данных взаимоисключающих друг друга направлений и формирует моё мировоззрение, а также тот спектр вопросов, которые я поднимаю в своих песнях.

А что вообще сподвигло тебя в своё время поступать на философский факультет?

Там был маленький конкурс. Я хотел заниматься гуманитарными науками и мечтал поступить на исторический факультет Воронежского государственного университета. Потом узнал, что там есть факультет философии и психологии, в состав которого входит кафедра истории философии. Такое объединение дисциплин мне показалось интересным. Плюс туда был меньше конкурс. Я поступил на этот факультет, о чем никогда впоследствии не жалел. В конце второго курса во мне проснулся настоящий интерес к философии, обучение в университете приносило только удовольствие. После этого я защитил диссертацию и ещё семь лет работал преподавателем на кафедре истории и философии. Об этом времени тоже вспоминаю с теплотой. Это был долгий, сложный и очень интересный путь духовного развития.

А какая тема диссертации была?

Официально название темы звучало так: “Властно-сакральная традиция в социально-философском дискурсе”. Я изучал политическую мифологию в истории — как она проявлялась в античности, в Средние Века и, наконец, в каком виде существует сейчас в тоталитарных и демократических обществах.

Как, например, обожествление цезарей в Римской империи?

Да, культ императора, как пример.

Раз уж мы коснулись истории. В одном из твоих интервью я читал, что ты участвовал в ролевых сборах. Это была историческая реконструкция?

Нет, это были сборы для подростков, которые проводились в рамках летней психологической школы и других подобных мероприятий. Они носят скорее развлекательно-развивающий характер, и не предполагают глубокого погружения в историю. (Улыбается). Я дружил с людьми, которые имели к этим сборам непосредственное отношение, и работал там в педагогических отрядах. Причём абсолютно добровольно, это не было частью университетской практики. Жил в палатках, бегал с копьями, луком и стрелами по лесам Дивногорья. Это было довольно забавно. (Улыбается).

Традиционный вопрос относительно планов группы на этот год. Уже прошла презентация альбома, сейчас в разгаре твой акустический тур. Чем еще поклонников порадуете?

Да, московская презентация альбома состоялась, однако тур в его поддержку мы не завершили. Ближайший выезд у нас планируется в город Рязань, 18 февраля. Всех призываю заходить на наш официальный ресурс в Вконтакте, где представлен список концертов. Он постоянно пополняется, и мы будем рады видеть вас на наших выступлениях. Следующим творческим шагом для нас станет выпуск сингла. Мы уже практически завершили работу над новой песней и собираемся продемонстрировать её в начале апреля. Так что будем рады вашему вниманию и критике – замечаниям, комментариям. Всё это очень ценится нами.

Это будет первая песня с новой пластинки или внеальбомный сингл?

Пока еще не решили. Просто выпускаем новую песню. Может оставим особняком, может включим в следующий альбом.

И что от неё ждать?

Не скажу. (Улыбается). Пусть остается интригой.

И последний вопрос. В этом году мы отмечаем десятилетие “возвращения своего 2007-го”. И поэтому хочу тебя спросить, относишь ли ты Обе-Рек к той когорте групп, которые этот 2007 год в своё время делали? И значит ли этот год что-нибудь конкретно для тебя?

Для меня это был год как год. Я не делю историю группы на какие-то стилистические сегменты. И потом, мне кажется, что Обе-Рек никогда не был чисто альтернативной группой – мы всё-таки ближе к стихии русского рока. Хотя, безусловно, попыток внести в свою музыку элементы той самой «альтернативы» не избежали.

А в чём, на твой взгляд, заключается этот феномен 2007 года? Почему он стал настолько знаковым?

Просто была волна альтернативной музыки. Мы оказались свидетелями некого прорыва — в России попытались сделать очень качественную в техническом отношении музыку. И во многом эта попытка удалась. Хотя, как мне кажется, было предано забвению нечто душевное, тонкое и интеллектуальное – всё, что свойственно классическому русскому року.

Спасибо за интервью и удачного тебе концерта!

Спасибо!

Беседовал Михаил Степанов, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Марианны Астафуровой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.