Голос улиц: о чем пишут на стенах страны

Те, кто следит за событиями культурной жизни столицы, уже в курсе о намеченной на октябрь независимой и неформальной выставке стрит арта «Голос улиц». Объединенные желанием высказать мнение простых художников художница из Питера Авдотья Каблукова и московский организатор Станислав Решетнев вложили много сил и вдохновения в создание некоммерческой площадки на которой с 1 октября любой желающий москвич или гость столицы сможет увидеть, услышать, оценить и сделать собственный вывод о работах художников, имеющих свое мнение и гражданскую позицию. Я побеседовала о выставке со Станиславом Решетневым.

Р. Р.: — В чем актуальность выставки «Голос улиц»? Разве люди не видят эти же картины и надписи в городе, зачем концентрировать их в одном месте?

Стас: — Самая большая проблема в плане восприятия уличного искусства в том, что стрит-арт подменяется мурализмом (публичным искусством, красивым оформлением стен) с элементами граффити-культуры. Мы бы хотели открыть для зрителя подлинный стрит-арт — яркую и бескомпромисную позицию автора, желающего вовлечь в дискуссию случайного прохожего. Кажется несправедливым, что проводится немало стрит-арт фестивалей, но из виду упускается главное — граффити и мурализм лишь отголосок стрит-арт движения в России. На «Голосе Улиц» можно будет увидеть всё и сразу — что в головах у авторов в разных городах и селениях России. Что они делают самостоятельно, без оглядки на какие-либо выставки.
Вообще, характерной особенностью «Голоса Улиц» является то, что большинство наших авторов творят для себя и не ориентированы на какие-либо фестивали.

Выставка в Петербурге, 2012 г.

Р. Р.: — Street Art — это субкультура или нарушение общественного порядка?

Стас: — Точно не второе! У художника, в широком смысле, нет желания испортить окружающую среду, выразить неуважение к обществу. Стрит-арт, на мой взгляд, — это изобразительное искусство, манифест, инсталляция. Видит это все неподготовленный зритель. На самом деле, даже художественную составляющую нельзя определить достаточно точно: стрит-арт включает в себя и постеры, которые наклеиваются, и трафареты, и использование множество других техник. И мастерство художника в том, чтобы подобрать правильный контекст, соседствующие объекты, текстуру стены, нужный обзор для зрителя и т. д. То есть, творческое осмысление пространства. Кроме того, художник имеет мотивацию, зачем ему понадобилось выносить свое творчество в открытую среду.
По большому счету, стрит-арт — децентрализованное движение свободных граждан. Именно граждан, потому что у людей есть свои взгляды и позиция.

Арт-группа Gandhi. “Путин — это иллюзия”, Омск

Р. Р.: — Как вы находите авторов работ и представляете их аудитории выставки?

Стас: — Да, часто мы получаем работы уже готовыми. Мы постарались сделать так, чтобы выставка стоила максимально дешево — работы передаются через знакомых, участников находим тоже через сарафанное радио и интернет. Находятся волонтеры, у которых есть возможность распечатать макеты. Кто-то может подвезти материалы на наш склад. Огромное спасибо тем, кто помогает своими руками и художественным вкусом!
Есть и другие вещи, в которые нам приходится вкладывать средства. Это основа под масштабные граффити-работы, краска для отрисовка трафаретов, а также многочисленные крепления и декоративное оформление. А ведь так хочется видеть гостей из разных городов, которые бы выступили перед посетителями!

Арт-группа ZOA art. “Соня Мармеладова” (Спб)

Р. Р.: — Когда был популярен рок-н-ролл, все брались за гитары, но мало кто сделал что-то хорошее. Когда стал популярен Че Гевара, все начали цитировать его, но никто не сделал революцию. Не боитесь ли вы сделать популярным Street Art? Что будет, когда большинство подростков запасутся баллончиками с краской?

Стас: — К сожалению, городские и коммерческие фестивали стрит-арта уже осуществили ваше опасение, и даже в худшем варианте. Сделали модными атрибуты и культуру граффити (хип-хоп, стритбол, скейтинг и т. п.), заместим реальное содержательное движение художников. Так что, нам опасаться уже нечего!
Наоборот, теперь задача другая — показать зрителям, что стрит-арт интересен и без этих бейсболок и тегов. Интересен своеобразием и независимостью взглядов. Причем, для кого-то это может быть социологическим исследованием, а для кого-то — открытие новых форм творчества.

Так выглядит работа в экспозиции. Berny (Калининград)

Р. Р.: — Как вы оцениваете общественную роль работ, представленных на выставке? Каким процессам в обществе поспособствует популяризация этого вида искусства?

Стас: — На самом деле, это не настолько очевидно, но значение выставки, значение каждой работы в отдельности, очень велико. Для стрит-арта декларирование наличие четкого содержание поможет самому этому явлению, задаст область и принцип действия. Начинающие художники будут понимать, зачем вообще нужен стрит-арт, да и не-художники так же вооружатся такой формой самовыражения. Я надеюсь, через зрителя и читателя мы сможем донести мысль, что не нужно смешивать стрит-арт и вандализм (как любят это делать журналисты), стрит-арт и мурализм, стрит-арт и молодежые субкультуры. Он должен восприниматься, прежде всего, как активистское творчество, нецензурируемая свободная форма выражения своих взглядов. И стрит-арт по этой причине должен быть уважаем. Когда это, наконец, произойдет, мы будем больше ценить и понимать друг друга.

Работа Mrook (Калининград)


Р. Р.: — Готовы ли вы сотрудничать со спонсорами, которые будут размещать свою рекламу на выставке? Может, рекламу чего-то вы не потерпите ни в коем-случае?

Стас: — Да, почему бы и нет? Когда реклама ненавязчивая, посетителя не заставляют что-либо приобретать, я не против ее присутствия. Пока даже не вижу, какая индустрия могла бы не ужиться с экспозицией. Для нас главное соблюсти концепцию, заложенную изначально: бесплатное участие, бесплатное посещение, свободный доступ для всех желающих.

«Фестиваль стрит-арт и экстрим культуры» в Иркутске, 2012 год

Р. Р.: — Какими вы видите перспективы Street Art’а в России? Догоним ли мы Запад, создадим ли что-то свое?

Стас: — Уверен, что уже создали. У России своя судьба, у нас очень всё по-настоящему, жесткая власть, люди отчаянные. В последние годы появилась мода на протест, стало нормальным выплескивать свое недовольство через уличные акции. А вместе с этим развивается и уличное творчество. Как мы хотим доказать выставкой, оно переплетено с общественными настроениями. В России уже появился Паша 183, самобытный художник с открытой душой, талантливый, искренний. К сожалению, он погиб, но успел сделать многое, повлиять на умы стрит-артеров, сподвигнуть к творчеству. А главное — показал, что есть русский стрит-арт, есть стрит-арт с позицией. Думаю, именно его можно назвать лидером содержательного стрит-арта. Кстати, он предоставил фотографии для нашей выставки в Петербурге. Ему очень нравился наш проект. Увы, как это часто бывает, всю глубину и значимость его творчества в полной мере оценили только после его смерти.

Стена «Голоса Улиц» в Калининграде. Автор трафаретов: Умная Маша (Москва)

Р. Р.: — Планируете ли вы делать будущие выставки тематическими (освещать различные темы)?

Стас: — Вообще, это интересная идея и она хорошо смотрится как перспектива проекта. Но если мы захотим делить содержание по тематикам, что тогда получается?
Во-первых, у нас сформировался прекрасный коллектив постоянных участников выставки. Я их воспринимаю как активистов движения за содержательный стрит-арт. Если так сложится, что мы изберем конкретную тематику для выставки, им придется давать что-то вроде домашнего задания. Не хотелось бы разрушать концепцию выставки, когда мы представляем весь спектр общественных идей и проблем.
Во-вторых, концентрация внимания на отдельной теме меняет восприятие выставки. Когда это пестрая мозаика, она смотрится интересно, имеет массу оттенков.
Хотя, в принципе, тематики у нас хорошо выделяются. Они в целом соответствуют тем вещам, которые интересуют общество. Если сейчас общество волнует клерикализация государства, то появляется немало работ как с той, так и с другой стороны. Я насчитал на данный момент полдюжины работ с размышлениями на тему «религия и общество». Есть антицерковные, есть и православные ортодоксы-графитисты. Но мне бы не хотелось собирать в одном месте «всё о религии».

Володя Кирилин. Москва

Открытие выставки состоялось 1 октября в полдень, посетить же ее вы сможете совершенно бесплатно в любой день с 1 по 31 октября в Social Cafe по адресу: Москва, Площадь Победы, д. 1, корп. Б.

Римма Рихтер специально для www.musecube.org

Паша 183. Инсталляция «Правда на правду» (Москва)
ZOA art. Москва
Работа активистов «Orthodox Graffiti and Street Art»
«Голодовка ижевских педиатров». Дмитрий Коротаев (Ижевск)

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.